Главная » 2014 » Апрель » 27 » Ритмическая гимнастика в подготовительной группе
09:27 Ритмическая гимнастика в подготовительной группе | |
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание, внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во вторых, готовят к овладению навыками письма. Развивать мелкую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. На примере простых упражнений на развитие мелкой моторики. Можно научить ребенка выслушивать и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Широко используются те художественные тексты, которые традиционно входят в круг чтения дошкольников, привлекают своей живостью и эмоциональностью - народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов. Упражнения по развитию мелкой моторики делятся на этапы. Именно соблюдение поэтапности, поможет развивать ребенка. I этап. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей (хлопки в ладоши по твердой поверхности и своему телу; ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы, ходьба маршевым шагом) . II этап. Продолжение развития общей моторики, подвижности стоп ног и кистей рук, начало развития подвижности пальцев рук и ног (сжимать и разжимать пальцы рук в кулак, движение кулачками, постукивание ребром ладони по поверхности стола) . III этап. Развитие подвижности пальцев (развитие указательного и большого пальцев рук, выполнение разнообразных «притопов», «дробей») . IV этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (выполнение движений «пальчики здороваются», «пальчики кланяются», а так же движений предыдущих этапов) . V этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев рук указательного, среднего и мизинца) . VI этап. Совершенствование мелких движений рук (выполнение движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности: соединение и разъединение пальцев, «построение» разнообразных фигур) . Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть четыре принципа проведения заданий: Принцип деятельности. Следует неоднократно показать ребенку, как выполнять упражнения, чтобы он научился понимать и запоминать. Принцип дробления. Объем внимания у детей ограничен. Поэтому необходимо ставить перед ребенком, только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить желание заниматься. Принцип нагрузки. Необходимо получать максимальный тренировочный эффект, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки. Принцип целостности. Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнение разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта. Сначала необходимо показать ребенку упражнение и объяснить. Как его делать, потом читается текст упражнения вслух. Пусть дети слушают. Запоминают и выполняют соответствующие движения. Если в тексте встречаются слова и выражения, непонятные детям, надо объяснить их по ходу игры. А уже после этого предложить ребенку выполнить движения без вашего участия. Затем текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями. «Не замечайте», если ребенок поначалу делает что-то не правильно, обращайте внимание на то, что у него получается. Никогда не принуждайте ребенка к игре. Варианты пальчиковых игр, выполняемых в комплексе с общеразвивающими упражнениями, могут проводиться (с музыкальным сопровождением и без него) на праздниках, на физкультурных занятиях, на прогулках и дома, во время проведения зарядок и физкультминуток. Чем же нужно заниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость? • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки. • Зашнуровывать, расшнуровывать ботинки, туфли. • Закручивать шурупы, гайки, крышки. • Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке, на шнуре. • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец в колечко, спираль (под контролем взрослых) . • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку. • Запускать пальцами мелкие волчки. • Разминать пальцами пластилин, глину. • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался) . • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, и, в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь. • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой. • Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять. • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. • Махать в воздухе только пальцами. • Кистями рук делать «фонарики». Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе. • Собирать пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались) . • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками. • Складывание матрешек. • Рисование в воздухе. • Игры с песком, водой • Мять руками поролоновые шарики, губку. • Шить, вязать на спицах, резать ножницами.
| |
|