Главная » 2014 » Апрель » 28 » Постановка и автоматизация звука Л, ЛЬ, Р, РЬ
09:22
Постановка и автоматизация звука Л, ЛЬ, Р, РЬ

В норме становление правильного произношения звука ЛЬ происходит трём годам, а Л к пяти годам (М.Ф. Фомичева). Именно в старшей группе детского сада (5 – 6 лет) произношение звука Л считается завершённым, хотя ещё может наблюдаться замена твёрдого Л на мягкий вариант произношения. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения, артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения звуков Л, ЛЬ.

Правильная артикуляция звуков Л, ЛЬ:

- ЛЬ - губы спокойные, зубы чуть приоткрыты, спинка языка поднята, кончик смыкается с дёснами, боковые края опущены, воздушная струя проходит по краям языка. ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.

Способы постановки:

- по подражанию, обратить внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

-Л – губы улыбаются. Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами, боковые края языка опускаются, воздушная струя проходит по бокам языка, голосок проснулся. Л – согласный, твёрдый, звонкий.

Основные виды нарушений: губной (отсутствие,;двугубный сонорный звук, наподобие краткого У или В),

замены на Ы, фрикативным Г, ЛЬ, Р, йотированными звуками.

Способы постановки:

- по подражанию;

- выдвигание распластанного языка вперед , прикусывание его посредине и дутье на язык, причем воздух проходит по краям языка (это можно ощутить на тыльной стороне руки или обнаружить при помощи отклонения ватки, бумажной полоски, подносимой к губам то справа, то слева).
При присоединении гудения (произносим звук Ы) получается звук, близкий к звуку Л. Это так называемая межзубная постановка звука Л. В дальнейшем этот звук следует упражнять в сочетании с гласными А, О, У, Ы . Межзубное произношение практикуется и при переходе к словам и фразам. После того как правильное звучание звука Л будет безошибочно, можно рекомендовать перевести язык за зубы, что обычно совершается без всякого затруднения. В тех случаях, когда доступно поднимание языка, часто удается сразу зазубная постановка звука Л (поднять широкий кончик языка за верхние зубы).

В норме становление правильного произношения звуков Р, РЬ к пяти – шести годам (М.Ф. Фомичева). Именно в старшей группе детского сада (5 – 6 лет) произношение звуков Р, РЬ считается завершённым, хотя ещё может наблюдаться их замена на звуки Л, ЛЬ.. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения, артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения звуков Л, ЛЬ.

Правильная артикуляция звуков Р, РЬ:

- РЬ - губы в улыбке или занимают положение последующего гласного. Кончик языка поднят к альвеолам и дрожит под напором сильной воздушной струи. Спинка языка приподнята. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. РЬ – согласный, мягкий, звонкий.

- Р – кончик языка поднят к альвеолам и дрожит – это сильная струя воздуха заставляет дрожать его. Средняя часть языка – спинка – опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним зубам. Голосовые связки вибрируют. Горлышко дрожит.

Р – согласный, твёрдый, звонкий.

Основные виды нарушений: велярное (щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом), увулярное (вибрирует маленький язычок), боковое произношение (вибрирует один из боковых краёв языка), щёчное ( щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствии чего колеблется щека), одноударное ( отсутствие вибрации кончика языка при правильном артикуляционном укладе), кучерское Р ( вибрируют сближенные губы); замены на второй вариант звука, Л, ЛЬ, йот, Г, Д и др.

Способы постановки.

Сложность артикуляционного уклада звука р и соответствующее многообразие дефектов его произношения породили различные методические приемы исправления последних.

При устранении недостатков произношения звука р сначала следует попытаться получить его путем подражания. В случае отсутствия или замены звука предложите ребенку вслед за вами изобразить рычание собаки (ррр), карканье вороны (каррр); шум мотора автомашины при его запуске (т-ттт-тррр).

Предварительно покажите ребенку, где должен находиться кончик языка: поднят за верхние зубы, кончик языка дрожит (вибрирует) (работа проводится перед зеркалом, чтобы он мог сравнить положение органов речи у себя и у вас).

Однако вызвать звук только по подражанию у детей удается не редко.

Полная последовательность приемов постановки звука р включает упражнения на поднятие языка в форме «чашечки» с выдвиганием кончика языка кверху и на выработку вибрации кончика языка. И те и другие упражнения должны выполняться на фоне неподвижности всего артикуляционного аппарата.

Первое время можно применить механическую помощь, поставив между зубами под язык (в поперечном положении) медицинский шпатель, можно поддерживать язык вверху кончиком шпателя. Необходимо добиваться прищелкивания, сопровождаемого четким щелкающим звуком. В дальнейшем ребенок должен научиться плотно присасывать язык к нёбу, длительно удерживая его так, чтобы он не отрывался от нёба во время движения нижней челюсти вверх и вниз (очень полезное упражнение для растягивания уздечки). Иногда при направлении сильной воздушной струи на язык во время присоса удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого трр или сочетания дзз. Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат тррр, затем озвончить его — дррр.

Другим способом получения звука р будут звуковые упражнения типа дэ-дэ-дэ, да-да-да, ды-ды-ды.

Проводя под языком во время частого произнесения указанных слогов чистым пальцем, концом шпателя или шариковым зондом, можно получить проторный звук р с легкой вибрацией. В результате последующих упражнений звук р начинает удаваться даже только при виде подносимого ко рту шпателя и, наконец, без всякого постороннего воздействия, причем вибрация языка делается все более четкой.

При наличии полноценного верхнего произношения звука ж удается легким нажимом на кончик языка во время длительного звучания ж получить звук р.

Таковы разнообразные, но далеко не все пути получения первого звучания звука р. У одного наиболее быстрый эффект дает один из этих путей, у другого — другой.

Упражнения на постановку звуков Л, ЛЬ,Р, РЬ:

-"Лопаточка" Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить , чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.

-"Чашечка" Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

-«Маляр» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

-"Лошадка" Цокать языком. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.

-"Грибок" Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.

-«Пароход» Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.

-«Барабанщик» Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.

-«Имитация стрельбы» Длительное произношение сочетания звуков ТР ( при длительном произношении слышится звук Р)

-«Балалайка» Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести указательный палец правой руки под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком ( получается звук близкий по звучанию к Р)

Категория: Методические разработки | Просмотров: 414 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]