Главная » 2014 Апрель 27 » Логоритмика для детей в средней группе
10:14 Логоритмика для детей в средней группе | |
Цель занятия: Занятия проводятся для профилактики нарушений речи. Принцип: В основу положен метод фонетической ритмики В занятия включены: • дыхательные упражнения • пальчиковые игры • чистоговорки • речевые игры • занятия на развитие чувства ритма и внимания • занятия на развитие слухового внимания и зрительной памяти Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др. Логопедическая ритмика включает в себя: • ходьбу в разных направлениях; • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; • речевые упражнения без музыкального сопровождения; • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; • ритмические упражнения; • пение; • упражнения на развитие мелкой моторики. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. Так же занятия логоритмикой направлены на оздоровление: 1. С помощью различных упражнений (из ритмической, партерной, художественной гимнастики, элементов хореографии, игр, танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально-двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье. 2. Музыкально-ритмические занятия так же влияют и на оздоровительно - гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Я выбрала данную тему потому что: в результате проведенной мною диагностики по развитию музыкальных способностей воспитанников, много детей с нарушением речи, я сделала выводы, что данная тема наиболее актуальна. В настоящее время достаточно большой процент детей нуждается в логопедической помощи, потому что много воспитанников имеют отклонения в речевом развитии, поэтому эта тема особо актуальна в настоящее время. Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Работу над этой темой я начала с подбора литературы. Мной была изучена следующая литература: «Логоритмика» О. А. Новиковская, М. Ю. Картушина «Логоритмические занятие в детском саду», статьи из журнала «Обруч», «Музыка для здоровья» Т. А. Овчинникова, «Пение и логопедия» Т. А. Овчинникова, статьи И. А. Щербаковой из журнала «Музыкальный руководитель» «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» и т. д. В музыкальные занятия я включаю упражнения на дыхания, которые способствуют для развития диафрагмы, речевые игра, для развития дикции, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики и т. д. Предлагаю воспитателям также использовать элементы логоритмики и вне занятий, особо для развития ритмических навыков логоритмика помогает и в кружковой работе. Мной была проведена диагностика в начале учебного года по развитию музыкальных способностей детей. В старшей и подготовительной, средней группах много воспитанников с нарушением речи. В старшей группе 15 человек - 62%, в подготовительной 10 человек - 53%, в средней - 16 человек - 69 %. Применение логоритмики направлено на оздоровление. Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно - голосовая зарядка, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д, приучает детей к оздоровительному режиму. Использование логоритмики на занятиях в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече - двигательной. С помощью различных, игр и танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально - двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение у ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. План по самообразованию по разделу логоритмика Тема: Логоритмика Цель 1 - Ребенок, с развитыми певческими навыками с использованием логоритмики, проявляет устойчивый интерес к песне, умеет её выразительно исполнять, инсценировать и использовать в самостоятельной жизни. Цель 2 - Музыкальный руководитель, развивая певческие навыки у дошкольников с помощью логоритмики, помогает им психологически раскрепощаться, проявить творческую активность. Задачи: 1. Учить ребенка выразительному исполнению песен (обучать четкой дикции, артикуляции, координации речи с движением) . 2. Развивать музыкальные способности (ритмический слух, мелкую моторику, активизации всех видов памяти) . 3. Воспитывать положительные эмоции у воспитанников в играх, хороводах, танцах и проявлять в них самостоятельность и инициативность. Ожидаемый результат: Ребенок, у которого развиты музыкальные способности, умеющий исполнять эмоционально и выразительно песни, хороводы и применять их в самостоятельной жизни, психологически раскрепощается и проявляет творческую активность. № п/п Разделы плана Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы 1. 2. Изучение психолого - педагогической литературы Разработка программно методического обеспечения образовательно процесса 1. Изучение программы М. А. Васильевой «Музыкальное воспитание в детском саду» 2. Изучение методической литературы по логоритмике: О. И. Новиковская «Логоритмика» (практическое пособие) ; Е. Д. Макшанцева «Скворушка» (музыкально - речевые игры для дошкольног возраста) ; Е. В. Кузнецова «Логопедическая ритмика» (в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи) ; Н. В. Микляева «Фонопедическая и логопедическая ритмика детском саду»; 3. Изучение материалов из периодической печати: «Ребенок в детском саду» № 5-2004г. Артикуляционная гимнастика (стр. 20) Журнал «Обруч» Логоигры № 2-2005г. Журнал «Музыкальный руководитель» Пальцы вышли погулять Т. А. Тютюнникова (из опыта работы, № 2-3-4 - 2005г.) Н. А. Щербакова «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи (из опыта работы) 4. Теоретическое изучение и систематизация полученных результатов самообразования по материалам методической литератур: М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», «Логоритмика в детском саду» (старшая и подготовительные группы) М. Ю. Гоголева, «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» М. Ю. Картушина, «Обруч» журнал «Логоигры», Журнал «Музыкальный руководитель «Пальцы вышли погулять» 5. Разработка диагностичестичес- кого материала 1. Разработка перспективно - тематического планирования 2. Разработка планов занятий. 3. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов сентябрь октябрь ноябрь апрель Сентябрь Октябрь Сентябрь Апрель Ноябрь Апрель Папка с наработками по теме самообразование «Пальчиковые игры» «Артикуляционные уп-ражнения», «Игры на развитие правильного звукопроизношения», «Игры на развитие речевого дыхания», «Игры на развитие силы высоты голоса», «Игры - диалоги на развитие выразительности речи», «Игры на развитие слухового внимания» «Игры на развитие ритмичной, Артикуляционная гимнастика» О. И. Крупенчук Т. А. Воробьева; «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Я. Ю. Позднякова; «Пальчиковые игры» для детей 4-7лет, 1-3 лет; «Пальчиковая гимнастика» Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова; «Ум на кончиках пальцев» О. А. Новиковская; «Забавные чистоговорки» Т. А. Куликовская, «Логоритмика» О. А. Новиковская; «Музыка для здоровья» Т. А. Овчинникова; «Пение и логопедия» Т. А. Овчинникова; И. Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков». Диагностика по всем группам (наличие карты результатов диагностики) Отражение работы по теме самообразования при планировании занятий. Используется в календарных планах на занятиях. Картотека пособий, наглядного и раздаточного материла 3. Подведение итогов в работе над темой самообразования 1. Проведение диагностики по теме самообразования на начало и в заключении работы. 2. Обобщение собранного в течение учебного года материала по теме. Сентябрь Май Сводная ведомость (протокол с полученными данными на начало и конец года. Творческий отчет по теме самообразования 4 Участие в системе методической работы ОУ 1 .Участие в проведении заседаний методического объединения, в организации методической конференции. 2. Участие в неделе открытых дверей в дошкольных группах. З. Обощение собранного в течение года материала по программно - методическому обеспечению образовательного процесса. Октябрь Май Март Май Анализ по итогам работы за учебный год. Показ открытого логоритмического занятия. Консультации: «Мир вокруг нас» Оформление материалов по теме самообразования Отчёт по теме самообразования
| |
|