Главная » 2014 » Апрель » 24 » Конспект занятия в старшей группе на тему животные
20:49
Конспект занятия в старшей группе на тему животные

Тема: «Домашние животные»

Цель: обучение составлению рассказа описательного характера.

Задачи:

активизировать словарь по заданной теме;
учить продуцировать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
формировать умение описывать животное с опорой на картинку и символический план.

Оборудование: картинки, игрушечные животные.

Речевой материал.
1. Лексический материал:

существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята; корова, бык, теленок, телята; овца, баран, ягненок, ягнята; коза, козел, козленок, козлята; свинья, поросенок, поросята; собака, пес, щенок, щенята; кошка, кот, котенок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа.

глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.

прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, млекопитающие, домашние, рыжий, серый, бурый, голодный.
2. Грамматический материал.

Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое использование существительных в родительном падеже.

Логопед рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.
-Что не понравилось гостям?
-Что любит корова?
-Кошка?
-Свинья?
-Лошадь?

Ответ: “Корова любит траву”……

*Имена существительные в родительном падеже мн. числе:
Коров Поросят Свиней
Телят Собак Лошадей
Овец Щенят
Ягнят Кошек
Коз Котят
Козлят

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Лошадь — лошадочка, жеребенок — жеребеночек; корова — коровушка, бык — бычок, теленок — теленочек; овца - овечка, ягненок — ягненочек; коза — козочка, козел — козлик, козленок – козленочек; поросенок — поросеночек; собака — собачка, пес — песик, щенок — щеночек; кошка — кошечка, кот — котик, котенок – котеночек.Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых животных. Логопед говорит: “Плачет кошка, потеряла она своих детей. Кто у нее дети?”

“Котята”, — отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением кошки. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут себе мам.

Закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: кошка, собака, поросенок.

Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:

-Какая кошка? (ласковая, милая)

- Какая собака? (верная, добрая, дружелюбная)

- Какой поросенок? (розовый, смешной, полненький)
3. Текстовый материал.

Эталонный рассказ “Козлик”.

У Нины был козлик. Пасла Нина своего козлика на полянке. Бегал козлик по полянке, искал вкусные листики. Вот у моста куст. Вкусные листики на кусте. Стал козлик листья есть, увидела это Нина и погнала козлика домой.
План-конспект.
1. Оргмомент (1 – 2 мин.).

Учитель-логопед приветствует школьников и предлагает ученикам вспомнить и назвать домашних животных.
2. Сообщение темы.
3. Развитие лексического строя речи.

Активизация номинативного словаря.

Задание 1. Загадки. Логопед вывешивает на доску картинки животных и спрашивает у детей: «Сейчас я загадаю животных, а вы отгадайте, кто…»

Охраняет, верная, добрая (собака)

Ласковая, гибкая, мурлычет, ловит мышек (кошка)

Хрюкает, любит копаться в грязи (поросенок)

Большая, рогатая, дает молоко (корова)

Ржет, скачет, возит (лошадь)
Глазищи, усищи, хвостище,
а моется всех чаще. (Кошка)
Ест киска суп из миски,
Сыта киска, пуста миска.
С людьми дружит,
дом сторожит. (Собака)

Активизация номинативного и атрибутивного словаря.

Задание 2. Дифференциация домашних и диких животных.

Игра “Кто домашний, а кто дикий?”

Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: “Домашнее, дикое. Домашнее, дикое”. Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: “Дикое” (или: “Домашнее”). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становится ведущим.

Задание 3. «Какого цвета животные». На доске висят картинки домашние животных. Логопед: «Я буду показывать животных, а вы скажите, какого они цвет»:
конь, жеребенок, лошадь – коричневые
корова, бык, теленок — бурые
овца, баран, ягненок – белые
коза, козел, козленок — серые
свинья, поросенок — розовые
собака, пес, щенок — рыжие
кошка, кот, котенок – пестрые

Активизация предикативного словаря.

Задание 4. «Кто что умеет делать». На доске висят картинки. Логопед: «Вспомните, что умеют делать животные» и называет животных.
Лошадь – ржать, возить, скакать;
Корова – мычать, жевать, пастись;
Свинья – хрюкать, рыть, чавкать;
Собака – охранять, лаять, кусать;
Кошка – мяукать, мурлыкать, царапать.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задание 5. На столе логопеда расставлены игрушечные животные (до этого момента накрытые покрывалом, чтобы дети их не видели). Игрушечные животные в 2 экземплярах: большой зверь и поменьше. Логопед снимает покрывало с игрушек и говорит: «Мы уже знаем домашних животных. Посмотрите, к нам в гости пришли животные. У каждого из них есть младший братик или сестричка. Давайте назовем их…» Логопед показывает на кошку, дети ее называют. Логопед: «А это – кошечка, котенок…» – показывает на маленькую кошку. Дальше логопед показывает на собаку, дети называют ее; показывает на маленькую собаку – дети сами называют собачка, щенок и т.д.
4. Динамическая пауза.

Задание 6 (с элементами логоритмики). Логопед включает относительно громкую музыку и говорит: «Сейчас мы будем изображать животных. Вася будет собакой. Леша будет кошкой. Оля будет свиньей и т.д. Покажите, как ходят эти животные». Дети изображают животных. Потом логопед ставит тихую, расслабляющую музыку и говорит: «А теперь вы стали маленькими котятами, щенками, поросятами. Теперь вы ходите совсем легонечко, очень тихо и осторожно…». Дети показывают, как ходят маленькие животные.
5. Работа над текстом.

Задание 8. Текст «Козлик » см. речевой материал, эталонный рассказ .

Логопед читает текст;

Беседа по содержанию рассказа с опорой на картинку:

О чем этот рассказ?

Что делал козлик со своей хозяйкой?

Что искал козлик?

анализ содержания рассказа (с опорой на картинку), предполагающий выделение объектов (голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), шерсть) и составление плана рассказа по опорным картинкам;пересказ рассказа по цепочке с учетом пунктов плана;

пересказ всего рассказа одним учеником (по плану), а затем и другими учениками.
6. Итог занятия.

Ответы на вопросы:

Какова тема урока?

Назовите маленьких животных, о которых мы говорили?

Как называется рассказ, который пересказывали?

Оценка положительного вклада учеников в работу на уроке.

Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 548 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]