Главная » 2014 » Апрель » 24 » Конспект занятия в старшей группе на тему животные
20:49 Конспект занятия в старшей группе на тему животные | |
Тема: «Домашние животные»
Цель: обучение составлению рассказа описательного характера. Задачи: активизировать словарь по заданной теме; учить продуцировать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; формировать умение описывать животное с опорой на картинку и символический план. Оборудование: картинки, игрушечные животные. Речевой материал. 1. Лексический материал: существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята; корова, бык, теленок, телята; овца, баран, ягненок, ягнята; коза, козел, козленок, козлята; свинья, поросенок, поросята; собака, пес, щенок, щенята; кошка, кот, котенок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа. глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать. прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, млекопитающие, домашние, рыжий, серый, бурый, голодный. 2. Грамматический материал. Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое использование существительных в родительном падеже. Логопед рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости. -Что не понравилось гостям? -Что любит корова? -Кошка? -Свинья? -Лошадь? Ответ: “Корова любит траву”…… *Имена существительные в родительном падеже мн. числе: Коров Поросят Свиней Телят Собак Лошадей Овец Щенят Ягнят Кошек Коз Котят Козлят Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Лошадь — лошадочка, жеребенок — жеребеночек; корова — коровушка, бык — бычок, теленок — теленочек; овца - овечка, ягненок — ягненочек; коза — козочка, козел — козлик, козленок – козленочек; поросенок — поросеночек; собака — собачка, пес — песик, щенок — щеночек; кошка — кошечка, кот — котик, котенок – котеночек.Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых животных. Логопед говорит: “Плачет кошка, потеряла она своих детей. Кто у нее дети?” “Котята”, — отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением кошки. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут себе мам. Закрепление в словаре детей прилагательных по теме. Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: кошка, собака, поросенок. Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: -Какая кошка? (ласковая, милая) - Какая собака? (верная, добрая, дружелюбная) - Какой поросенок? (розовый, смешной, полненький) 3. Текстовый материал. Эталонный рассказ “Козлик”. У Нины был козлик. Пасла Нина своего козлика на полянке. Бегал козлик по полянке, искал вкусные листики. Вот у моста куст. Вкусные листики на кусте. Стал козлик листья есть, увидела это Нина и погнала козлика домой. План-конспект. 1. Оргмомент (1 – 2 мин.). Учитель-логопед приветствует школьников и предлагает ученикам вспомнить и назвать домашних животных. 2. Сообщение темы. 3. Развитие лексического строя речи. Активизация номинативного словаря. Задание 1. Загадки. Логопед вывешивает на доску картинки животных и спрашивает у детей: «Сейчас я загадаю животных, а вы отгадайте, кто…» Охраняет, верная, добрая (собака) Ласковая, гибкая, мурлычет, ловит мышек (кошка) Хрюкает, любит копаться в грязи (поросенок) Большая, рогатая, дает молоко (корова) Ржет, скачет, возит (лошадь) Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чаще. (Кошка) Ест киска суп из миски, Сыта киска, пуста миска. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака) Активизация номинативного и атрибутивного словаря. Задание 2. Дифференциация домашних и диких животных. Игра “Кто домашний, а кто дикий?” Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: “Домашнее, дикое. Домашнее, дикое”. Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: “Дикое” (или: “Домашнее”). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становится ведущим. Задание 3. «Какого цвета животные». На доске висят картинки домашние животных. Логопед: «Я буду показывать животных, а вы скажите, какого они цвет»: конь, жеребенок, лошадь – коричневые корова, бык, теленок — бурые овца, баран, ягненок – белые коза, козел, козленок — серые свинья, поросенок — розовые собака, пес, щенок — рыжие кошка, кот, котенок – пестрые Активизация предикативного словаря. Задание 4. «Кто что умеет делать». На доске висят картинки. Логопед: «Вспомните, что умеют делать животные» и называет животных. Лошадь – ржать, возить, скакать; Корова – мычать, жевать, пастись; Свинья – хрюкать, рыть, чавкать; Собака – охранять, лаять, кусать; Кошка – мяукать, мурлыкать, царапать. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Задание 5. На столе логопеда расставлены игрушечные животные (до этого момента накрытые покрывалом, чтобы дети их не видели). Игрушечные животные в 2 экземплярах: большой зверь и поменьше. Логопед снимает покрывало с игрушек и говорит: «Мы уже знаем домашних животных. Посмотрите, к нам в гости пришли животные. У каждого из них есть младший братик или сестричка. Давайте назовем их…» Логопед показывает на кошку, дети ее называют. Логопед: «А это – кошечка, котенок…» – показывает на маленькую кошку. Дальше логопед показывает на собаку, дети называют ее; показывает на маленькую собаку – дети сами называют собачка, щенок и т.д. 4. Динамическая пауза. Задание 6 (с элементами логоритмики). Логопед включает относительно громкую музыку и говорит: «Сейчас мы будем изображать животных. Вася будет собакой. Леша будет кошкой. Оля будет свиньей и т.д. Покажите, как ходят эти животные». Дети изображают животных. Потом логопед ставит тихую, расслабляющую музыку и говорит: «А теперь вы стали маленькими котятами, щенками, поросятами. Теперь вы ходите совсем легонечко, очень тихо и осторожно…». Дети показывают, как ходят маленькие животные. 5. Работа над текстом. Задание 8. Текст «Козлик » см. речевой материал, эталонный рассказ . Логопед читает текст; Беседа по содержанию рассказа с опорой на картинку: О чем этот рассказ? Что делал козлик со своей хозяйкой? Что искал козлик? анализ содержания рассказа (с опорой на картинку), предполагающий выделение объектов (голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), шерсть) и составление плана рассказа по опорным картинкам;пересказ рассказа по цепочке с учетом пунктов плана; пересказ всего рассказа одним учеником (по плану), а затем и другими учениками. 6. Итог занятия. Ответы на вопросы: Какова тема урока? Назовите маленьких животных, о которых мы говорили? Как называется рассказ, который пересказывали? Оценка положительного вклада учеников в работу на уроке.
| |
|