Главная » 2014 Апрель 24 » Конспект занятия в старшей группе на тему предложение
09:04 Конспект занятия в старшей группе на тему предложение | |
Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст». Задачи: образовательные: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»; учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи. коррекционно-развивающие: развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. воспитательные: воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала. Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручки, книжки и тетрадки? Каждый день – всегда, везде, На уроке и в игре Смело, чётко говорим, И красиво все сидим. - Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь. II. Артикуляционная гимнастика. - Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке. - Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 -слайд 2). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -слайд 3). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -слайд 4), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 -слайд 5). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -слайд 6), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 -слайд 7). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 -слайд 9). - Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз. III. Постановка цели. Логопед показывает игрушку Буратино: - Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял по осеннему лесу, простудился и теперь не может говорить! У него ангина! (Презентация 2 -слайд 1) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях. - Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.) - Какая бывает речь? (Устная и письменная.) - Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.) - Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.) - Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.) - Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 -слайд 2) - Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек. IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета): - Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения (): Презентация 2 -слайд 3: Листья опадают. Презентация 3 -слайд 1: Часто идут дожди. Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг. Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже. Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу. - Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 -слайд 2) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы! V. Составление графических схем предложений. - Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.) - Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.) - Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.) - Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.) - Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.) - Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.) - Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.) - Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.) - Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда?! - Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 -слайд 3). VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья». - Ребята, давайте поиграем с пальчиками: Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями. Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз. Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук. В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев. Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно Рыжий тополиный лист на каждый лист. На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши. VII. Каллиграфическая минутка - Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 -слайд 1): Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает. Листья жёлтые летят Прямо под ноги ребят. - Когда это бывает? (Осенью.) - На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О.) - Буратино, очень любит писать (Презентация 5 -слайд 2), а вы любите писать?! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 -слайд 3). - Мы вместе с Буратино оценим, какая команда лучше справилась с заданием. VIII. Определение границ предложений в тексте. - Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 -слайд 4). Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру. - Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 -слайд 5). IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд). - Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 -слайд 6). 1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл. - Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 -слайд 7), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд. X. Итог - Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба! (Презентация 5 -слайд 8)
| |
|