Главная » 2014 » Апрель » 23 » Конспект занятия в средней группе на тему посуда
09:25 Конспект занятия в средней группе на тему посуда | |
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Как же используются игры в логопедической работе? Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Со стороны умственного развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности. Важно помнить: – при проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. – игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья. – игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как развлечение. Цели: Коррекционно-образовательные: систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная; уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с помощью суффиксов «ИЦ», «ИК», согласование местоимений Я, МЫ с глаголами, изменение формы глаголов в зависимости от числа (ед., мн.), образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными; Коррекционно-развивающие: развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением, конструктивного праксиса. Коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола. Оборудование: различные предметы кукольной посуды, муляжи баночек варенья, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды, ширма, кукла – перчатка Федоры Предварительная работа: экскурсия с родителями в магазин посуды, чтение К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде пальчиковой гимнастики «Помощники». ХОД ЗАНЯТИЯ Логопед: Ребята, вы любите сказки? (Да!) А в гости вы ходить любите? (Да!) – Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости. Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю, Всех вас в гости приглашаю (Самовар-Самоварыч). – Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский). – А разве в гости ходят с пустыми руками? Давайте возьмем наши гостинцы и отправимся в сказку. (Корзинка с муляжами баночек с вареньем). (Музыка – двери в сказку отворяются.) Логопед: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг. (Декорации квартиры Федоры, на столе записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча»). Снова горе у Федоры Не пошел ей впрок урок. Чистоты, порядка нету И опять переполох. Разбежалась вся посуда Нет тарелок, а еда Фрукты, овощи, продукты Разбежались кто куда! – Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и. дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались. (Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют) От Федоры убежал чайник. Чайник был без носика. От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки… и т.д. Игра «Разбитые чашки» – Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки). Давайте, пока нет Федоры, поможем ей навести порядок и накрыть на стол. На столе – посуда горкой Под столом – с водою таз Генеральная уборка Начинается у нас. Упражнение «Разложи продукты на место» На столе лежат продукты, а вы должны догадаться, куда их сложить? (Каждый выполняет действие и называет «Сахар я положу в сахарницу») масло... в масленку салфетки... в салфетницу… – Давайте попробуем показать состояние посуды, которая была у Федоры до приборки. Мимическая гимнастика Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку; Неудовольствие – много грязной посуды; Радость – мы навели порядок, помыли посуду. (Появляются пиктограммы) Игра «Найди пару» – Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На полу разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов) хлеб – хлебница сахар – сахарница перец – перечница конфеты – конфетница и т.д. (Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем в перечницу и т.д.) – Ребята, посмотрите, какая странная картинка висит на стене. Задание «Узнай предмет по силуэту» – Какие предметы спрятались в картине. (Чашка, кастрюля, ложка, ваза и т.д.) «Из чего может быть сделана посуда» Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная. Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая. Кастрюля… Ложка... Давайте правильно разложим предметы посуды по полкам. 1 – глиняная посуда; 4 – стеклянная; 2 – металлическая; 5 – пластмассовая; 3 – фарфоровая; 6 – деревянная. – Посмотрите, какие мы молодцы. Навели порядок у Федоры, разложили всю посуду и можем немного отдохнуть. Физминутка «Помощники» (речь с движением) Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли. Чайник, чашку, ковшик, ложку, И большую поварешку Мы посуду перемыли Только чашку мы разбили. Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы дружно помогали. (Н.Нищева) Дети сжимают, разжимают кулачки. Трут одной ладошкой другую. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять трут ладошки. Загибают пальчики Игра «Накрой на стол» – Вот мы и все убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная). – Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.) (Дети накрывают стол для чаепития). Кукольный театр. (Появляется Федора.) Ах, вы чистые сиротки мой, Утюги и сковородки мои! Их почистили песочком Окотили кипяточком И вы будете опять Словно солнышко сиять! Федора: Да, у меня гости. Здравствуйте ребята! Я смотрю, вы все прибрали и даже на стол накрыли. Но только здесь не хватает чего-то самого главного. Как вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю. Загадка: Мой сердечный друг-приятель В чайном тресте председатель. Все семейство вечерком Угощает он чайком. Парень дюжий он и крепкий Без вреда глотает щепки Хоть и ростом не велик, А пыхтит, как паровик. (Самовар) – Конечно, это наш Самовар-Самоварыч вернулся (На столе появляется самовар. Появляется ребенок в роли Самовар-Самоварыча). Самовар-Самоварыч: Вижу, радуются блюдца Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют и смеются Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! В пляс пошла сковорода Пляшут миски, пляшет пол, Скачет в печке мой котел! Федора приглашает всех пить чай. Логопед: Федора, а чай пьют с вареньем. Мы к тебе пришли не с пустыми руками, а с гостинцами. Игра «Назови варенье» Наварили мы Федоре – ароматного варенья, Вкусного такого, ну просто объеденье. Вот сейчас возьмем мы ложку, И отведаем немножко. Логопед: Федора, ты должна догадаться какое варенье ребята тебе принесли. (Каждый ребенок по очереди достает баночку с вареньем, а Федора иногда с ошибками угадывает. Ребенок должен ее исправить и назвать правильно.) Например: Из сливы – сливочное. Нет Федора из сливы сливовое…и т.д Ответы детей: Из вишни – вишневое, Из малины – малиновое, Из черники – черничное, Их клубники – клубничное, Из яблок – яблочное. Федора: Спасибо, ребята! Какое вкусное варенье. Логопед: А еще, Федора, ребята стихи для тебя выучили. Ты знаешь, какая бывает посуда? И как без нее нам приходится худо? Попробуй поесть без тарелки и ложки Без миски никак не накормишь и кошки. Кофейники, чайники, чашки, стаканы О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи Всегда всю посуду в порядке держи! Федора: Буду всем я помогать Чисто мыть посуду И поставить все на место Я не позабуду. (Федора приглашает всех к столу, совместное чаепитие с угощением.)
| |
|