Главная » 2014 Апрель 23 » Конспект занятия в средней группе на тему деревья
10:00 Конспект занятия в средней группе на тему деревья | |
формирование первоначальных патриотических чувств. Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой. 2. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке). 3. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.). Развивающие задачи: 1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы). 2. Развивать связную речь у детей. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. 2. Способствовать формированию коммуникативных навыков. 3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой. Предшествующая работа: 1. наблюдения за живой природой на прогулке; 2. разучивание стихов о природе; 3. наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ; 4. чтение литературы природоведческого характера; 5. рассматривание иллюстраций о лесе; 6. знакомство с Красной книгой Красноярского края. Словарная работа: береза, осина, ель, сосна; березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя. Материалы к занятию: 1. ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой; 2. иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года; 3. хвоя сосны и ели в тарелочках; 4. шишки сосны и ели в контейнерах; 5. иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками; 6. мяч для игры; 7. раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны. 1 часть. Дети входят в группу, где звучит пение птиц. - Ребята, куда это мы с вами попали? - В лес. - Почему вы решили, что это лес? - Птицы поют, вокруг много деревьев. - Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку: «Нам в дождь и зной поможет друг, Зеленый и хороший, Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек». (Дерево) - Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”. - Чем похожи все деревья между собой? - У них есть ствол, ветви, листья, корни. - Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Красноярском крае. Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах. 2 часть. - Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится: «Русская красавица Стоит на поляне, В зеленой кофточке В белом сарафане». (Береза) - Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? (Осина). - Послушайте загадку: «Если дунет ветерок, Задрожит ее листок. Ветерок совсем не сильный, Но дрожит листок…осины». - Как вы думаете, чем отличается береза от осины? - У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый. - Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? - БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза. - Береза - единственное в мире дерево с белой корой. - Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов). - Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ. - Чем еще отличаются эти деревья? - Обратите внимание на листья. Они одинаковые? - Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками. - Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. - У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные. - Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? - Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются. - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. - Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ. Повторите, пожалуйста. - Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК. Повторите это новое слово. - Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке. (Из книги «Лесная мозаика») - Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ. - Как вы думаете, почему лиственный лес так называется? - На ветвях этих деревьев растут листочки. ФИЗМИНУТКА: «Наступило утро, Солнышко проснулось, И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки) Поздоровались друг с другом, Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны) С солнцем поздоровались, Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими). 3 часть. - Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем. - Какие деревья растут в хвойном лесу? - Сосны, ели. - Кто знает загадку про ель и сосну? «Зимой и летом одним цветом». - Почему эти деревья стоят зеленые? - Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву. - Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. - Что вы можете рассказать о ёлочке? - Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. - Какой ствол у сосны? - Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей. - Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК. - Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки. - Чем они похожи? - Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки. «Даже елки мы вначале От сосны не отличали: Раз растут иголочки, Значит, это елочки. А когда на ветку ели Мы поближе поглядели, Оказалось, что она Не такая как сосна». - Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? - Иголочками. - По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ. - Скажите, почему хвойный лес так называется? - Какие хвоинки у сосны? - Длинные, мягкие, светлые. - А у ели? - Короткие, колючие, темные. - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки? - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной. - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая. - Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой). - Какие шишки у ели? - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. - Что вы расскажете про сосновые шишки? - Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками. - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки. 4 часть. - Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес». - На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда). 5 часть. - Красивы леса Красноярского края в любое время года! (Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов). - Какие краски использовал художник в зимнем лесу? - Синие, белые, голубые. - В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья? - В красный, желтый, коричневый, золотой. - Как сберечь такую красоту? - Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали. «- Ты чего скрипишь, береза? - Стынут корни от мороза. - Ты чего вся побелела, Прячешь ветки в кружева? - Я совсем заледенела. Но не бойся,…я жива». - Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Красноярского края только потому, что их очень мало осталось или они погибли. ( Прошу ребенка прочитать стихотворение). «Мне по нраву только тот, Мир лесной кто бережет, Тот, кто веток не сломает, Тот, кто птичку не спугнет, Мухомор сшибать не станет, И костер не разведет, Кто всегда, всегда в лесу Уважает тишину». УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!
| |
|