Главная » 2014 Апрель 23 » Конспект занятия в младшей группе на тему фрукты
17:30 Конспект занятия в младшей группе на тему фрукты | |
Задачи: 1. Учить образовывать от существительных прилагательные. 2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. 3. Учить согласовывать числительные с существительными. 4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах. 5. Развивать фонематическое восприятие, мышление. 6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи. 7. Развивать мелкую моторику. 8. Развивать зрительно-предметный гнозис. 9. Развивать плавный речевой выдох. Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета. Организационный момент 1. Логопед: — Сядет тот, кто назовет фрукты. Логопед: — Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое? Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный; Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный; Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая; Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое; Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная; Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий; Логопед: - Молодцы! Теперь поиграем с мячом. Игра “Найди быстро ошибку” (с мячом) 2. Логопед: - Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно. На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве? Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали? Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама? Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка? В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине? 3. Логопед: — Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются. (Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.) Логопед: - Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик. Теперь поиграем с пальчиками. 4. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами” Палец толстый и большой Поочередно загибать палец, В сад за сливами пошел. &nbs p; о котором рассказывается, Указательный с порога &nbs p; а затем его разогнуть. Указал ему дорогу. Средний пальчик – самый меткий: Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик-господинчик В землю косточки сажает. 5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка) Что это? Какого цвета? Где растет? Какой формы Какой на вкус? Что из него можно приготовить? 1. Физминутка “Садовник” Мы вчера в саду гуляли, &nb sp; Идут по кругу, взявшись за руки. Мы смородину сажали. &nb sp; “Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст. Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз. Починили мы забор, &nbs p; “Ударяют” молотком. Завели мы разговор: & nbsp; В круг выходит один ребенок. — Ты скажи, садовник наш, Что ты нам в награду дашь? - Дам в награду слив лиловых, &n bsp; Загибают по одному пальцу. Груш медовых, самых крупных, Спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам! 7. Игра “Какие ты видишь фрукты?” Логопед: - Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите. 8. Игра “Посчитаем фрукты” Логопед: - я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов. Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш. Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы. 9. Игра “Что мы приготовим из фруктов” Логопед: — Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить: яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз груша – грушевый сок, компот &nbs p; персик ананас – ананасовый сок & nbsp; ; виноград 10. Игра “Доскажи словечко” Спорим мы с братом доныне, &nb sp; Ох, обманщики вы, вруши, Что же вкусней: арбуз или … &nb sp; не растут на елках… Если мы в гостях у Наты- ; Спеет на ветке она горделиво, Безопасные гранаты, Синяя с косточкой … Не бросают их солдаты, Ох, вкусны, сочны гранаты. Гость тропический у нас & nbsp; Нужен сахара вагон, Длиннохвостый … &nb sp; & nbsp; Чтоб с улыбкой съесть … А в подарке у Марины &nbs p; &n bsp; Детвора и обезьяны Вкусно пахнут… &nb sp; & nbsp; Любят сладкие… 11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей. Тема: “Составление простых предложений по картинкам” (тема “Фрукты”) Коррекционно-образовательные цели: - учить различать слова, обозначающие действие предмета; - учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета. Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные цели: - Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оздоровительные задачи: - учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая способствует восстановлению центральной нервной системы; - развивать личность ребенка, эмоциональную сферу, эстетические чувства; - активизировать фонационный выдох, т.е. связь голоса с дыханием. Ход занятия Организационный момент. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть. Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, котлета, ракета. Миска, сосиска, ириска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мед, компот, плот. Сало, залы, хала. Виноград, мармелад, фотоаппарат. Пирожок, творожок, горшок. Солянка, полянка, склянка. Булочка, будочка, дудочка. Кабачок, крючок, значок. Ананас, квас, контрабас. Салат, халат, мармелад. Калач, кулич, циркач. Торты, шорты, корты. Пломбир, кефир, сыр. Жакет, букет, пакет. Суп, зуб, дуб. Основная часть. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно. Далее логопед загадывает загадки про фрукты, а дети ставят на наборное полотно картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, виноград) и называют их. Родилась она зеленой На цветущей белой кроне. А потом росла, краснела. Как созрела — посинела. (Слива) Колобок висит все лето Среди зеленых веток. Ударит гулко оземь, Когда наступит осень. (Яблоко) Кисти ягод над дорожкой Прячут листики-ладошки. На лозе повисли кисти, И от нас укрылись в листьях. (Виноград) Ты на лампочку похожа И на Ваньку — встаньку тоже. У тебя румяный бок, А откусишь — брызнет сок. (Груша) Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? А) Игра “Маленький волшебник”. Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь “волшебной палочкой” до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький . Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик… Б) Игра “ Спроси?”. Логопед предлагает детям спросить друг у друга , что у них в руках. Например: Маша , что это? Это лимон и лимончик. Вася спроси у Миши, что это. В) Игра “В гостях у Гномов” Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: “У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки..”. Можно по образцу составить предложения, что у детей в корзинке. Далее логопед задает детям вопросы, а дети по предложенному образцу составляют свои. Например: Миша, что ты сделал? Положил в корзинку апельсинчик . Спроси Вика у Ярослава, что он сделал. Г) Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой: “Ладошки” Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч) Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты) Мы ладошки все сжимаем, (на счет “раз” — хватательные движения ладошками, сжатие) Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгаем носом) Как ладошки разжимаем, (сразу после короткого вдоха ладошки разжимаем) То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно) На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха — движения 3-4 мин перерыв. Д) Составление предложений по картине. Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт. Сейчас мы будем составлять предложения по картине. Начну я, а вы продолжите. Нужно сказать кто, что делает. Например: Маша собирает красные яблоки. Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка” Этот пальчик — апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик — слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик — абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик — груша, Просит: “Ну-ка, скушай!” Этот пальчик — ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя) Е) Игра “Поварята”. Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: “На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и яблочный пирог ”. Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла. “Таня плачет” Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка не плач: - Не утонет в речке мяч. (Дети имитируют плач, громко всхлипывая, дыхание “рыдающее”. Повторение слоговых цепочек: ап-та-ква, ла-па-дма; оп-то-кво, да-на-ква; уп-ту-кву, га-ту-квы; ып-ты-квы, ба-па-кма; два-хва-сва. Г) Игра “Вспомни и назови”. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива. 3. Итог занятия. Игра “Какого фрукта не стало?” (закрепление категории родительного падежа единственного числа). На доске четыре — пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: “Какого фрукта не стало?” Дети отвечают: “Не стало лимона” и т.д. Задания по теме Фрукты 1. Родителям рекомендуется: Рассмотреть дома с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом “фрукты” Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов. 2. Подбери родственные слова: яблоко – яблочко, яблонь, яблочный; (вишня, груша, персик, ананас, слива) 3. Составь описательный рассказ о любом фрукте по плану: (фрукт нарисуй и заштрихуй) Что это? Где растёт? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? Что из него готовят? 4. Отгадай описательную загадку: Это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, сладкий, румяный 4. Выучи пальчиковую гимнастику “Компот” Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”) Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нём) Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке) Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. (опять “варят” и “помешивают”) Угостим честной народ. 5. Вырежи картинки с изображением фруктов и вклей их. Конспект занятия “Фрукты” Цель: Расширение и активизация словаря. Задачи: Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах. Развивать фонематическое восприятие, мышление. Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-предметный гнозис. Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши. Ход занятия. Организационный момент: Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты. 2.Тема нашего занятия “Фрукты” Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое? Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный; Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный; Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая; Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое; Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная; Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий; Логопед:- Молодцы! Логопед:- Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы? Что это? (фрукты) - Ребята, где растут фрукты? (на деревьях). - Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые). - Где растут фруктовые деревья? (в саду). - Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад). Логопед: — Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются. (Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.) Логопед: - Молодцы! Логопед: - Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? ( фруктов) -Чего много на яблоне? ( яблок). -Чего много на грушевом дереве? (груш). -Чего много на сливовом дереве? (слив). Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами” Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы) В сад за сливами пошел. &nbs p; Указательный с порога &nbs p; (а затем разгибать) Указал ему дорогу. Средний пальчик – самый меткий: Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик-господинчик В землю косточки сажает 4. Игра “Посчитаем фрукты” Логопед: - я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов. Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш. Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы. 5. “Отгадывание загадок про фрукты” Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз). Весит на ветке колобок, Блестит его румяный бок. (Яблоко) Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его ... (Лимон). Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет ... (Банан). Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. (Груша). 6. Игра “Что мы приготовим из фруктов” Логопед: — Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить: яблоко – яблочный сок, пирог, компот; слива – сливовый сок, варенье, компот; груша – грушевый сок, компот ; &nb sp; ананас – ананасовый сок; &nbs p; апельсин – ( апельсиновый сок.); виноград - ( виноградный сок); персик – ( персиковый сок, персиковое варенье). 7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня) Что это? Какого цвета? Где растет? Какой формы Какой на вкус? Что из него можно приготовить? 8. Рисование фруктов. Логопед: - А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты. (Самостоятельная работа). 9 Игра. “Четвертый лишний” Логопед: — Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово. Груша, картошка, яблоко, персик. Огурец, арбуз , кабачок, тыква. Апельсин, мандарин, помидор, слива. Яблоко, груша, лук, слива. 10.Итог занятия. Логопед:- Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии? 11.Оценка ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель:- расширение и активизация словаря. Задачи: -образовывать множественное число существительных; -учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; - учить согласовывать существительные с числительными; - учить образовывать относительные прилагательные; - развивать фонематическое восприятие; - развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи; - развивать мелкую моторику; - формировать зрительно-предметный гнозис. Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч. Ход занятия: 1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”. Будем мы варить компот, (левую ладошку держат Фруктов нужно много. Вот: “ковшиком”, указательным пальцем правой руки “мешают”.) Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному начиная с большего.) Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. (Опять “варят” и “мешают”.) Угостим честной народ. 2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов). Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты). Какие ещё фрукты вы знаете? Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах). 3. Игра “Подбери признак” Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая…. Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,…. Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,…. 4. Игра “Большой- маленький” Яблоко – яблочко лимон – лимончик Апельсин – апельсинчик банан – бананчик Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик Слива – сливочка(сливка) груша – грушка 5. Игра “Один- много” Яблоко – яблоки лимон – лимоны Апельсин – апельсины банан – бананы Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины Слива – сливы груша – груши Персик – персики фрукт - фрукты 6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения) На носочки я встаю, Яблочко я достаю, С яблочком бегу домой, Мамочке подарок мой. 7. Игра “Посчитай фрукты”. Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик, абрикос). Одна груша, две груши,…пять груш (слива). Одно яблоко, два яблока,…пять яблок. 8. Игра “Догадайся что я хочу сок или варенье.” Я хочу яблочный…. Я хочу яблочное…. Я хочу грушевый…. Я хочу грушевое…. Я хочу абрикосовое…. Я хочу абрикосовый…. Я хочу апельсиновый…. Я хочу персиковое…. Я хочу сливовое…. Я хочу банановый…. 9. Игра “Что приготовим?”. Из лимона – лимонный сок; Из банана – банановое пюре; Из яблока – яблочное повидло; Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива). Из фруктов – фруктовый салат. 10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Чего больше яблок или помидор? ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: - развитие связной речи. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; - учить образовывать относительные прилагательные; - учить составлять рассказ-описание(по схеме); -развивать внимание, мышление. Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления рассказа, мяч. Ход занятия: 1. Орг. момент. Отгадывание загадок. (картинки с изображением фруктов) Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы) Круглое, румяное, я расту на ветке , Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко) Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож. Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик) На сучках висят шары, посинели от жары.(слива) У нас “фамилия” одна: цитрусовых мы семья. Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин) 2. Игра “Чего не стало” Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты) (Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают глаза. Чего не стало?) 3. Игра “Угадай про какой фрукт я говорю” Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша) Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон) Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко) Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан) Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива) Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин) 4. Игра “Угостим зверюшек”. Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.“Я дам яблоко мишке” (зайке, слоненку,….). 5. Игра “Что приготовим?”(по картинкам) Дети по очереди говорят, что приготовят. “Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье. Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье. Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок. Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье. Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок”. 6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения) На носочки я встаю, Яблочко я достаю, С яблочком бегу домой, Мамочке подарок мой. 7. Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”. Будем мы варить компот, (левую ладошку держат Фруктов нужно много. Вот: “ковшиком”, указательным пальцем правой руки “мешают”.) Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному начиная с большего.) Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. (Опять “варят” и “мешают”.) Угостим честной народ. 8. Составление рассказа по плану: -что это? -какого цвета? -где растет? -какой на вкус? -какой формы? -что из него можно приготовить? Например: “Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок”. Анализ рассказов. 9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Игра “Четвертый лишний”. Яблоко, помидор, лимон, банан. Слива, груша, персик, огурец. Груша, банан, лимон, яблоко. Желаем успехов!
| |
|