Главная » 2014 Апрель 26 » Конспект занятия по рисованию на тему Крещение Господне
08:43 Конспект занятия по рисованию на тему Крещение Господне | |
- Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа; - Приобщать детей к культуре русского народа; - Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте; - Развивать внимание, восприятие, память, мышление; - Воспитывать интерес к событиям культурно- исторического календаря. Оборудование: Картинки (иллюстрации) по обряду крещения, фотографии из семейного альбома по обряду крещения, «бумажные» капельки воды на каждого ребенка, чаша с водой; гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, пеналы на каждого ребенка; силуэты башмачков на каждого ребенка. Воспитатель вносит чашу с водой. Воспитатель: - Вечерок крещенский – вечерок особый. Крещение – последний день зимних Святок. Сегодня я была в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой и помещение, и гостей наших, и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю. - Вы не один раз слышали слова «крестная», «крестный». - А кто может пояснить, что обозначают эти слова. (Ответы детей) - У кого есть крестная мать и крестный отец? (Рассказы детей) - А почему у одних есть крестные, а у других их нет? Воспитатель: Правильно, у тех, кого крестили в церкви, есть крёстные: крёстный отец, крёстная мать. Кого не крестили в церкви, у того нет крёстных родителей. Ни в каком возрасте не поздно принять крещение. Воспитатель показывает картинки (иллюстрации) по обряду крещения. Воспитатель: - Давно – давно в этот день совершил обряд крещения Иисус Христос в водах Иордан, когда ему было тридцать лет. Желающих крестьян принять крещение было много, и Иисус Христос вместе со всеми вошел в святую воду. Едва Иисус вышел из воды, как над ним разошлись небеса, и увидел Он летящую голубку. Крещение на Руси праздновали широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола, пели молитвы (церковные песни) . И по древней традиции в этот день на Руси совершались крёстные ходы. Ход совершали на реки, водоёмы, озёра с совершением чина великого крещения. Впереди священники, за ними толпа людей – все идут на лёд, к воде. Начинается «погружение креста». Как только «крёстный ход» уходил, некоторые смельчаки – раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. В старые времена молодые и крепкие парни хотели таким образом показать свою удаль молодецкую. Воспитатель: - Как называют таких людей, которые в зимнее время любят купаться в «проруби»? («моржами») Воспитатель: - Когда купание прекращалось, женщины набирали из проруби святую воду, несли её ведрами домой. Этой водой поили скотину, чтобы здоровей была и лучше размножалась. И с тех давних пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. Святую воду хранили до весны. Весной ей окропляли (брызгали) коровники и улья. Даже ценился и крещенский снег. Его собирали в большие кучи. А затем растапливали и использовали в хозяйстве. Крещенский вечер – время для гадания: не терпелось девушкам узнать своё будущее. Поэт В. А. Жуковский писал: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок Сняв с ноги, бросали. А затем девушки выбегали, искали, куда упал башмачок и как он лежит. В какую сторону смотрит башмачок - оттуда надо ждать и жениха, если башмачок лежит носком к хате, не выйти замуж ещё целый год. Воспитатель: - Сейчас я предлагаю всем ребятам встать в круг, взяться за руки. Мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Прялица». В середине круга станет «жених», а мы с вами будем ходить по кругу, приговаривая: Прялица, кокорица моя. С горя выброшу на улицу тебя; Стану прясть да попрядывать, На беседушку поглядывать. После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту») Воспитатель: - А сейчас я предлагаю подойти к своим столам и украсить башмачок дымковской росписью. (Дети выполняют работу.) Воспитатель: - Молодцы! Красивые получились башмачки. Воспитатель приглашает детей встать в круг. Воспитатель: - До самой Масленицы продолжались гуляния на Руси. С размахом играли свадьбы. Мороз, много снега, с песнями под гармонь мчались на тройках с колокольчиками по зимним дорогам весёлые компании. Радовался жизни русский народ. В давние времена сложились народные приметы, которые и поныне не утратили своего значения. А теперь ребята, вспомните эти приметы. (Дети называют приметы.) Дети: «Снега на Крещение надует – хлеба прибудет»; «Крещение под полный месяц – к большой воде» «Метель на Крещение – к хорошему роению пчёл»; «Собаки много лают – будет много зверья и дичи». Воспитатель: - А как вы понимаете эти приметы? (Дети отвечают.) - А давайте вместе с вами по приметам постараемся предугадать, чего ожидать нам в будущем. (Дети размышляют.) Воспитатель: - А теперь ребята, давайте с вами вспомним, о чём мы говорили? - А зачем люди набирают и хранят «крещенскую воду»? - А как называлась русская народная игра, в которую мы с вами играли? - А какой росписью расписали башмачок? - Какие элементы росписи вы использовали в рисование? Дети отвечают на вопросы. Воспитатель: - Молодцы! А на память от нашего занятия получите «освященные» капельки воды. (Воспитатель дарит детям бумажные капельки воды.)
| |
|