Главная » 2014 Апрель 25 » Конспект занятия по развитию речи в старшей группе посуда
08:39 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе посуда | |
Показать детям красоту, богатство русского языка. Задачи: Закреплять знания детей о русском фольклоре, о понятии «устное народное творчество»; Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками; Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге. Предварительная работа: Слушание русских народных песен, колыбельных песен. Заучивание наизусть пословиц и поговорок, потешек, шуток- прибауток. Знакомство с русскими народными играми. Чтение русских народных сказок, сказок и стихов А. С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Взаимодействие с другими областями. 1. Познание. 2. Чтение художественной литературы. 3. Социализация. 4. Труд. 5. Музыка. (Звучит тихая музыка) Ребята, сегодня утром я включила радио и вдруг услышала музыку. Эта волшебная мелодия сразу очаровала меня и мне вспомнились замечательные стихи песни, которые я помню ещё с детства. Вос –ль читает в сопровождении с музыкой: «С чего начинается Родина? С обложки в твоём букваре С весёлых и добрых товарищей Живущих в соседнем дворе. А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. » Вос-ль: Дети, о чём эти стихи? А как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (ответы детей) -Да, дети, вы правильно сказали, что Родина для нас – это место, где мы родились, где живут наши родители, дрзуья, наш любимый город. - А как называется наш город? (Выкса) - А в какой стране мы с вами живём? (в России) Я очень надеюсь, что когда вы вырастите, то станете людьми, приумножающими богатство и славу нашей Родины: рабочими, учителями, юристами. Но, независимо от того, какую специальность вы изберёте, вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо писать и говорить, то общение с людьми принесёт вам удовольствие и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Поэтому надо любить и изучать свой родной язык. - А на каком языке мы с вами говорим? (на русском языке) - А почему мы говорим на русском языке? (Мы русские люди, живём в России, мы – россияне.) - Красив, богат и могуч наш русский язык. Вос –ль читает стих – е Рыленкова: «Горят, как жар слова Иль стынут, словно камни, - Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдалим Душевной теплоты. » Ребята, мы знаем, что в древние времена русские люди не могли писать и читать. Но они оставили нам богатое наследие – замечательные сказки, легенды, былины. Но как это бесценное богатство дошло до нас? Как вы думаете? (ответы детей. Если затрудняются ответить, помогаю им.) - Русские люди передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые из них. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка своей дочке, а та своей. - и как же мы называем то, что передали нам по наследству русские люди? (устное народное творчество) Вос – ль дополняет ответы детей, если возникнут трудности. - В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется «устным» Ребята, а вы знаете, что относится к устному народному творчеству? Вот сейчас мы с вами и проверим. Восп – ль: Я предлагаю вам поиграть в игру «да и нет» Я буду говорить какое – то утверждение, а вы жестом покажите, согласны вы с ним или нет. Пример: Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся русские народные сказки. (дети жестом показывают – да.) Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся авторские сказки. (дети жестом показывают – нет.) Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся былины, рассказы, потешки, колыбельные песни, современные песни, пословицы и поговорки и т. д. После игры «да и нет» Молодцы, ребята, я вижу вы хорошо разбираетесь в устном народном творчестве. И сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Знатоки устного народного творчества». (проводится игра. На столе 5 конвертов, каждый из которых посвящён одному из жанров устного народ. Творчества. Дети выбирают конверт, в котором находятся вопросы задания.) Восп-ль: Ребята, если вы хорошо и полностью отвечаете на вопрос, значит заслуживаете фишку, если ответ ваш неполный, то я оставляю фишку себе. Если ребёнок выбирает жёлтый конверт. Вос – ль: Посмотрим о каком жанре у. н. т. мы с вами поговорим. (открывает конверт и читает) «Эти песни придумали русские люди, чтобы успокоить плачущего ребёнка? Что это за песни? (колыбельные) А почему вы так считаете?. (Язык у колыбельных песен ласковый, тихий, нежный, задушевный.) А может кто- то из вас вспомнит любимую колыбельную песню и споёт нам? (колыбельные песни в исполнении детей) Вос –ль оценивает ответы детей. Если ребёнок выбирает синий конверт. Вос –ль читает: «Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. На каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль. Давайте их вспомним. (дети вспоминают и читают пословицы и поговорки) Вос –ль: А какой язык у пословиц и поговорок?. (краткий, чёткий) А как вы думаете, что народ отражал в пословицах и поговорках? (ответы детей) Вос-ль оценивает ответы детей с помощью фишки. Если ребёнок выбирает красный конверт. Вос –ль читает: Мы знаем, что русский народ очень любит веселье, шутки, игры. А сколько весёлых, забавных потешек, шуток, прибауток сочинил русский народ! А для чего народ сочинил весёлые шутки, потешки? (ответы детей) А может кто- нибудь из вас желает повеселить себя и своих друзей забавными шутками? (тамтамарески – читают дети) А что мы узнаём читая или слушая потешки, шутки? (ответы детей) А какой язык у них?. (весёлый, шутливый, ироничный…. ) Вос –ль оценивает ответы детей с помощью фишки. Если ребёнок выбирает зелёный конверт. Вос – ль: Дети, вы любите играть? А что нужно сделать, чтобы организовать игру?. (выбрать водящего с помощью считалки. А вы знаете считалки, которые сочинил народ? (дети читают короткие стишки – считалки) А какой язык у считалок?. (чёткий, цепкий…. ) Вос –ль оценивает ответы детей. Ну а теперь «Делу – время, а потехе – час», выходи играть сейчас! Вос –ль предлагает детям поиграть в игру «Плетень» После игры обращает внимание на последний конверт. Вос –ль: А что ещё относится к у. н. т. И о чём мы с вами не говорили?. (русские народные сказки) Да, русский народ сложил много сказок. Они интересны своим сюжетом и красочным выразительным языком. Какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей) А вы хорошо помните эти сказки? А хотите это проверить? (дети узнают и называют р. н. сказки По иллюстрациям По отрывкам из сказок Драматизация сказки «Теремок» Ребята, а какой язык у сказок?. (волшебный, сказочный, яркий…. ) А какими словами начинаются русские народные сказки?. (жили – были…. ) А как заканчиваются?. (стали жить – поживать, да добра наживать) . Вос –ль оценивает ответы детей с помощью фишки и обращает внимание на результат игры: сколько набрали фишек, если все 5 фишек, то отлично. Ну что же, ребята, игра закончена. И я вижу, что вы отлично справились с заданием. Я могу уверенно сказать, что вы настоящие знатоки устного народного творчества. Но у меня к вам вопрос: Все ли сказки являются русскими народными? И что такое авторские сказки? (ответы детей) Дети подходят к портрету А. С. Пушкина. Кто это?. (Пушкин – великий русский поэт, он тоже любил русские народные сказки и сам писал сказки для детей) . А чем отличаются сказки Пушкина от рус. нар. Сказок?. (Пушкин писал в стихах) Какие сказки Пушкина вы знаете? Вос –ль предлагает рассмотреть и назвать сказки Пушкина по иллюстрациям. Затем зачитывает короткие отрывки из сказок и предлагает отгадать из какой сказки эти строчки. Вос –ль: А. С. Пушкин оставил нам не только замечательны сказки, но и не менее замечательные стихи. А кто вспомнит и прочитает нам стихи А. С. Пушкина? (дети читают 2-3 стихотворения) А каким языком написаны эти стихи? Мы ещё не раз будем говорить о творчестве поэта, слушать его сказки, заучивать его стихи для того, чтобы полюбить русский язык так, как любил его А. С. Пушкин. И сегодня нашу беседу хочется закончить словами стихотворения: «Язык наш прекрасный Богатый и звучный. То мощный и страстный, То нежно – певучий. В нём есть и усмешка И меткость и ласка Написаны им И рассказы и сказки. Страницы волшебных Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!
| |
|