Главная » 2014 Апрель 25 » Конспект занятия по развитию речи в старшей группе лето
08:37 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе лето | |
Коррекционно-образовательные задачи: • уточнить знания детей о животных, знать названия животных, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут, знать названия детёнышей; • учить образовывать притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом -ищ; • учить подбирать слова-антонимы; • развивать словарь по данной теме; • развивать внимание и память. Коррекционно-развивающая задача: развитие общей моторики. Коррекционно-воспитательная задача: прививать бережное отношение к природе и диким животным. Оборудование: демонстрационный материл – картинки с изображением диких животных и их частей тела; мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Животные наших лесов». Ход НОД: I. Организационный момент. – Здравствуйте, дети! Сядет на стульчики тот, кто назовёт животных, которые живут в лесу. II. Беседа о диких животных. Логопед выставляет картинки диких животных. – Как называются эти животные? (Дикие.) – Почему? (Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят жилища и добывают пищу.) – Ребята, отгадайте загадку. Если отгадаете правильно – на экране появится картинка-отгадка. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса – А зовут её …. (Лиса.) 2 слайд – Правильно! Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая.) – Кто ещё живёт с лисой? (Лис, лисёнок, лисята.) – Как называется жилище лисы? (Нора.) Дидактическая игра «Чьё это? » (по картинкам) . (Лисья морда, лисий хвост, лисьи лапы.) – У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело её очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У неё тоже много врагов, из которых самый опасный – волк. – Ребята, отгадайте ещё одну загадку: Ходит летом косолапо, А зимой сосёт он лапу. (Медведь.) 3 слайд – Правильно! Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый.) Дидактическая игра «Чьё это? » (по картинкам) . (Медвежья лапа, медвежий след, медвежьи уши.) – Назовите членов семьи медведя? (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.) – Как называется жилище медведя? (Берлога.) – У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле и мелкими животными. Особенно любит полакомиться мёдом, и даже имя своё получил за это – медведь: ведает, где мёд. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге. – Ребята, вот вам ещё одна загадка: Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк.) 4 слайд – Продолжите предложение по смыслу: Волк – это папа в семье волков. Мама – … (волчица). Дети – … (волчата) . III. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса – ищ. – У волчицы усы. У волчонка – усики. У волка – усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.) – Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.) Дидактическая игра «Чьё это? » (по картинкам) . (Волчья лапа, волчий хвост, волчьи уши.) – Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на неё. Волк – хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живёт волк в логове, которое устраивает недалеко от водоёма, в глухом месте. IV. Физкультминутка «На водопой». Жарким днём лесной тропой Звери шли на водопой. Дети спокойно идут по кругу друг за другом. За мамой-лосихой топал лосёнок, Идут громко топая. За мамой-лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках. За мамой-ежихой катился ежонок, Приседают, медленно двигаются вперёд. За мамой-медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку. За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку. За мамой-зайчихой – косые зайчата, Скачут на прямых ногах. Волчица вела за собою волчат, Идут на четвереньках. Все мамы и дети напиться хотят. Лицом в круг, делают движения языком – «лакают». V. Продолжение беседы о диких животных. – Ребята, ещё одна загадка: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой – летом. (Заяц.) 5 слайд – Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.) Дидактическая игра «Скажи наоборот». Чёрный – белый, смелый – трусливый, быстрый – медленный, весёлый – грустный, умный – глупый, длинный – короткий. – У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала длинный задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днём лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой – сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орёл. Зимой его спасает белая окраска. – Внимание! Ещё одна загадка: Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, тёмноглазый. По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.) 6 слайд – Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая.) – Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.) А маленькие – это детёныши. Как их называют? (Бельчата.) А один? (Бельчонок.) Дидактическая игра «Чьё это? » (по картинкам) . (Беличья лапа, беличий хвост, беличьи уши.) – Белка – маленький, беззащитный зверёк. У неё пушистая, рыжеватая шёрстка, выпуклые чёрные глаза, большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах. – И ещё загадка, ребята! Сердитый недотрога Живёт в тиши лесной. Иголок на нём много, А нитки не одной. (Ёж.) 7 слайд – Какой ёж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный.) – Назовите его семью? (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.) Дидактическая игра «Закончи предложение». – Ты увидел в лесу (кого) … ежа. Мы любуемся (кем) … ежом. Нам понравился (кто) … ёж. Мы молока дадим (кому) … ежу. Я вам рассказала (о ком) … о еже. – Ёж – удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жёсткими торчащими иголками. При опасности ёж свёртывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмёшься. Питается зверёк жучками, червяками, лягушками. Зимой ёж спит в норке под корнём большого дерева. – Ребята, вот последняя загадка: Он из леса вышел снова, Не олень, и не корова. Повстречаться нам пришлось, Познакомьтесь – это … (Лось). 8 слайд – Лось – очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове – рога. Окраска лося буровато-чёрная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев. VI. Итог занятия. – О ком мы сегодня говорили на занятии? (О диких животных.) Дети «по цепочке» называют диких животных наших лесов.
| |
|