Главная » 2014 Апрель 25 » Конспект занятия по экологии в средней группе живая и неживая природа
12:45 Конспект занятия по экологии в средней группе живая и неживая природа | |
Программное содержание: 1. Развивать интерес к камням. Закрепить умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др). Закрепить представление о том, что камни бывают речными и морскими, драгоценными, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог, а также делают украшения. 2. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют. Закреплять умение обследовать предметы, называть их свойства и особенности. Поддерживать интерес к экспериментированию. 3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. 4. Формирование речевой активности у детей, обогащение словаря. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. ребята посмотрите к нам в гости кто-то пришел. Кто это… . -. Фея экология. - фея экология слышала, что мы с вами много знаем о природе, вот она решила с нами поиграть… . - А какая бывает природа (живая, неживая). А какие признаки живого вы знаете (все дышит, размножается, растет, двигается, питается) Игра – живое- неживое (картинки- небо, солнце, цветы, деревья, животные, камень) 2. посылка. - Как поверить, действительно ли посылка предназначена нам. - по адресу… . - кто знает как наш детский сад называется… какая наша группа. а адрес… . (дети называют) - значит посылка для нас. - смотрите здесь написано… .чтоб посылку вам открыть- вам надо отгадать загадку. В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий — в ладошке лежать. Тяжелый, большой - одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? Воспитатель достает большой камень : на нем нарисованы глаза, рот. - 3. Голос (за дверью) : .здравствуйте друзья… .я профессор камень глыбовия… я очень рад… что вы сумели отгадать загадку… я слышал что вы начали изучать камни… ведь камни играют большую роль в нашей жизни. вот я вам и прислал своих маленьких друзей- различных камней для изучения в лаборатории. Но сначала вы должны их узнать. -1. из этих камней делают различные украшения: бусы, сережки, кольца, браслеты, - драгоценные… А где их добывают… .в горах…. Вот и драгоценные камни- давайте отнесем их к горе- самоцветов (макет). В посылке еще что-то есть. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка. (Деты слушают) Что вы услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели? (картинка) Дети. На берегу моря много камушков, море красивое. Камень Глыбович прислал нам морских камушков…. Посмотрите на камни и скажите: какой они формы - разные… . А по размеру- большие и маленькие… - потрогайте камни руками- какая поверхность и … .есть гладкая…. есть шершавая… . - Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый) - давайте вспомним… если положим камень в воду, что с ним случиться (утонет… почему…. тяжелый»… .) - а какие камни- холодные или теплые…. но камень можно согреть… . 4. дыхательная гимнастика. (дети берут камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). - воспитатель: Из-за того. что камни прочные, твердые, люди используют их в строительстве… .зданий, дорог, мостов… из камней делают памятники, скульптуры. (картинки) 5. и я предлагаю вам сделать мост из наших камушков… для феи экологии, чтобы она смогла прийти к горе с самоцветами… . 6. физ-ка… .(в поле выросли цветы) 7. У нас в посылке еще остались камешки… что это а камень мы узнаем… .если отгадаем загадку… . - С виду неприглядный камень. Он в земле лежит ластами. Чтоб наверх его поднять, Надо в шахте побывать. Под землею огоньки – Это в шахте горняки Отбивают молотками Этот, очень нужный, камень. (Уголь) Камень глыбович прислал нам уголь, чтобы мы изучили его свойства в лаборатории, проделали с ним опыты Уголь- не просто камень, это камень который когда –то был растением… .во послушайте про него сказку… Сказка с картинками (деревья древние, болото, деревья в болоте, деревья под землей, уголь). Вот так образовался уголь… Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. (картинка) Ребята слово шахта для вас новое, давайте повторим его несколько раз, все вместе, (дети повторяют вместе с воспитателем) . Закройте глаза. Вот так - темно, ничего не видно - и в шахтах. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, проводят освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью отбойных молотков, потом его грузят в вагонетки и на них перевозят до ствола шахты. Затем специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров очень тяжелый. Игра. -давай-те представим что мы шахтеры… .давайте закроем глаза и представим. что мы спускаемся в шахту… .берем в руки молоток и долбим уголь… .смотрите сколько мы добыли угля… каждому хватит… давайте возьмем по каменному углю и пройдем в лабораторию. 8. лаборатория… - чтобы наши пальчики стали послушными, сделаем пальчиковую гимнастику… Опыт. 1. какого цвета уголь… а еще он моет быть бурым… .блестящим и матовым… Опыт. 2. Воспитатель. Уголь твёрдый или мягкий? Давайте попробуем надавить на него или сжать в руке. Значит твердый… Опыт. 2. Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком - он рассыпался на несколько мелких кусочков). -Какой вывод можно сделать? Дети. - Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Опыт. 3. Воспитатель. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается. Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Опыт. 4. Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите (ответы детей) . Воспитатель- Уголь- бугристый как дерево… давайте скажем это слово… Опыт. 5- Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Воспитатель. Почему? Дети. Он тяжёлый . Вывод: Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети. Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается. Ребята фея экология очень любит этот камень – ведь уголь- великий помошник человека. Она ласково называет его жар-камень. Он хорошо горит и дает много тепла. Не найди человек этот камень пришлось бы вырубать на дрова все деревья. А без лесов страшно подумать… что произошло бы… .это его аром рожден металл, который выплавляется на огромных печах на зводах. А из металла сделаны все машины и др. полезные вещи.. Из каменного угля получают краски и лаки и дае лекарственные вещества. Вот такой интересный камень прислал нам Камень Глыбович…. Но фея экология предупредает…. Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа. (картинки) - давайте скажем спасибо нашему угольку. 9. фея экология предлагает вспомнить о чем мы сегодня говорили…. и поиграть в игру Дидактическая игра: «Про что я говорю». этот предмет добывают глубоко в земле, в шахте (уголь) -эти камни в сережках и бусах у мамы (драгоценные камни) - их можно встретить на речке, в море дороге… .они твердые… разные (камни) - он черный (уголь) 10. вот наша работа в лаборатории и закончилась… смотрите камень глыбович еще сюрприз нам приготовил… смотрите оказывается на камнях можно рисовать, лепить и сделать из них сувениры- талисманы. … давайте тоже попробуем… и сделаем себе камень- талисман… вылепим веселое лицо… 11. - ну вот какие мы молодцы… .фея экология нами очень довольна… она приготовила нам сюрприз. давайте закроем глаза… .смотрите у нас появилась целая коллекция камней… и микроскоп …. ну вот занятие наше подошло к концу. Вы молодцы….
| |
|