Главная » 2014 Апрель 25 » Конспект занятия по экологии в младшей группе на тему зима
12:44 Конспект занятия по экологии в младшей группе на тему зима | |
Расширить представление детей о многообразии природы и природных явлений, помогать устанавливать простейшие связи между ними. Задачи: *Дать начальные представления о приспособленности растительного и животного мира к среде обитания. * Закрепить представление детей о том, что растения – это тоже живые существа, которые растут и развиваются, необходимыми факторами для роста является тепло, земля, вода, свет. * Расширять знания детей о жизни растений, животных и насекомых в дикой природе, их умению маскироваться, чтобы спрятаться от врагов. * Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать зимой птиц, сохранять чистоту вокруг себя) . Действующие лица: Ведущий, Мойдодыр, Неряха (Чистюля, щетки (2-3 ребенка) . Развивающая среда: Костюмы: Мойдодыр – умывальник, Неряха, Чистюля., щётки. Атрибуты: 1. иллюстрации диких животных – белка, заяц, лиса, волк, медведь, зимний лес. 2. Схема – кроссворд. 3. Иллюстрации деревьев и их семена. 4. Квадраты темных оттенков бумаги на каждого ребенка. 5. Белый квадрат тонкой бумаги, ножницы на каждого ребенка. Используемая литература. 1. «Домашние животные и дикие животные средней полосы России» - О. А. Скорлупова 2. «Занятия по экологии в детском саду» - Н. В. Коломина 3. «Листок на ладони» - методическое пособие 4. «Добро пожаловать в экологию» (2 часть) – составители О. А. Воронкевич Ход занятия; Дети вместе с ведущим заходят в зал. На полу сидит мальчик «Неряха», а вокруг него разбросаны игрушки, вещи. Ведуший: Что такое? Что случилось? Отчего же все кругом Завертелось, закружилось И помчалось кувырком: Утюги за пирогами, Пироги за сапогами, Сапоги за кушаком Все вертится и крутится, И несется кувырком! Неряха: Это я все разбросал – Все мне это надоело! Не хочу играть в игрушки И читать я не хочу! Разорву сейчас все книжки, А потом гулять пойду. Ведущий: Но ведь этак не годится! Так играть и так резвится! Полюбуйся на себя – У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки! Неряха: Ничего я мыть не буду! (Встает) Хватит всем меня учить! Что мне делать, как мне жить… Отойдите от меня, дайте мне рубаху. Не позволю поучать мальчика Неряху! (Обиженно отворачивается) Ведущий: Ой, ребята, как тут быть? Скорее подскажите: Как Неряху нам отмыть и в Чистюлю превратить? (Дети предлагают разные варианты ответов. Путем наводящих вопросов ведущий подводит детей к тому, что один раз уже Неряху заставили быть чистым. Кто это был? Мойдодыр! При упоминании Мойдодыра, появляется взрослый, одетый в костюм Мойдодыра) МОйдодыр: Это кто меня зовет? Я великий Умывальник – Знаменитый Мойдодыр! Умывальников начальник и мочалок командир… (Замечает Неряху, который при появлении Мойдодыра повернулся к вошедшему, а потом стал прятаться за ведущего, стараясь стать незаметным) - Это что еще за чудо? Я, признаться, не пойму! Хоть везде искать я буду, а такого – не найду! Неряха: (выходит из-за ведущего и с вызовом говорит) Ну, и что? Я так хочу оставаться грязным! Не надо мыться по утрам, не надо читстить зубы, И убирать все по местам я никогда не буду! Ведущий: Рассердился Мойдодыр, застучал ногвми… Мойдодыр: Ах, ты гадкий! Ах, ты грязный! Неумытый поросенок! (Ударяет в таз) Ведущий: Он ударил в медный таз и вскричал: Мойдодыр: Ка-ра-ба-рас! (выбегают дети в костюмах щеток) Щетки: Чисто, чисто! Чисто, чисто! Моем, моем трубочиста! Будет, будет трубочист Чист, чист! Чист, чист! (Щетки окружают Неряху и начинают его «тереть» Неряха с криком вырывается и убегает из зала, где переодеапется в Чистюлю, а дети "щетки возвращаются в зал) Мойдодыр: Если человек не бережет себя в чистоте, то и дом его всегда грязен и неряшлив. А когда человек мирится с грязью в своем доме, то и в школе, и на работе, и в природе он не будет стараться соблюдать чистоту, уважать труд других людей. Неряшливость – это лень, а лень – плохой «друг» для людей. Какие народные мудрости о труде и лени вы знаете. Ответы детей: * Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда. *Любовь и труд – все перетрут. *Лень, лень! Открой дверь, а то сгоришь! -Лучше сгорю, но не отворю – лень! *Лениться – воды не напиться. * Труда бояться – голодным остаться. *Под лежачий камень и вода не течет. *Дело вести - не лапти плести. (На последних словах входит Чистюля) Чистюля: Я прошу меня простить и вам я обещаю – Не хочу Неряхой быть – Чистюлей быть желаю! Мойдодыр: Рад тебя, дружок простить, теперь ты понимаешь - Нельзя в природе грязным жить – её, иначе, потеряешь! Рано, рано по утрам умываются мышата, и котята. и утята, И листочек и былинка, как алмаз блестит росинка! Все в природе оживает. если дождь с утра пойдет, Если солнышко сияет или снегом заметет. Вы со мной друзья согласны? Дети: Да! Мойдодыр: Что ж, теперь проверю я, что вы знаете, друзья! Отгадайте мои загадки: 1. На листочках белый иней 2. Хорошие ребята слепили меня, Белый снег, как полотно. Я сделана из снега – собой довольна я. День на ночь убывает, Стою я посреди двора, Когда это бывает? Где веселится детвора. (Зимой) (Снежная баба) 3. С мерцанием звездочек 4. Кто там с крыши надо мною, Этих сравнится Нависает в холода? Лишь белый узор, У кого это весною Что плетут кружевницы. С носа капает вода? (Снежинки) (Сосулька) 5. Шаль серебристая 6. Он когда-то был водой, На ветках берез. Но сменил вдруг облик свой. Этот наряд подарил И теперь под Новый год Ей… (Дед Мороз) На реке мы видим … (Лед) Мойдодыр: Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали. А о каком времени года эти загадки? Правильно, о зиме. Давайте вспомним, как живется в дикой природе в зимнее время диким животным. Кто знает, почему их называют «дикие» животные? (ответы детей) Молодцы, правильно все сказали. Тогда вот вам первая моя задача: Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка) (Ребенок ответ находит среди картинок диких животных. Ведущий предлагает рассказать ребенку о жизни белки в лесу, что происходит с её шубкой, как она делает запасы пищи на зиму, как спасается от врагов) Подвижная игра «Кто быстрее и больше соберет орешков для белочки». Мойдодыр: Молодцы, ребят, о жизни белочки вы все знаете, но вот задача вторая: Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц) (Другой ребенок, по выбору ведущего, находит картинку – отгадку и рассказывает все о жизни зайца в зимнее время года: что происходит с «шубкой» зайца с наступлением холодов, делает ли запасы на зиму и почему нет? – Хватает питания: кора деревьев, корни кустарников и т. д. Для чего нужна зайцу белая шубка, когда рождаются у зайцев зайчата? Почему их называют «морозники») Динамическая Пауза «Зайки» Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал, Зайка – прыг – и ускакал! Мойдодыр; Ай-да, молодцы! Порадовали старика Мойдодыра. Теперь третья задача: Под сосной построил дом, крепко спится ему в нем, Но весной растаял снег и намочил штанишки, Вот тогда не может спать старый, бурый… (Мишка) (Следующий ребенок также рассказывает о жизни медведя в зимнее время: как называется дом медведя – берлога, заготавливает ли медведь на зиму припас и почему нет? Меняет ли свою шубку на другую? А коговы еще знаете из диких зверей кто не меняет свою шубку? (волк, лиса) Почему? (они сами хищники и никого не бояться, кроме человека) . Ведущий: Скажи. Мойдодыр, порадовали тебя дети своими знаниями? Мойдодыр: Да, о жизни диких животных они многое знают, а вот что ребята могут рассказать про птиц? Ведущий: А пусть ребята отгадают кроссворд о птицах. Мойдодыр: Кроссворд? А что это такое, я о таком даже не слыхивал! Ведущий: А ребята сейчас тебя научат! По горизонтали: 1. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Появляется опять. (Снегирь. Коч.) 4 С 1 К Д 3 В Я 2 В О Р О Б Е Й 5 Т 4 О Р 1С Н Е Г И Р Ь Е О Л Р О Ц Р А Н К Ч А 2. Маленький мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крошки собирает (Воробей. Зим.) По вертикали: 1. Я по дереву стучу, червяка достать хочу. Хоть и скрылся под корой – все равно ты будешь мой! (Дятел. Зим.) 2. Черный, проворный, кричит: «крак! » - Червякам враг! (Грач. Пер.) 3. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая. Крикунья хрипловатая. Известная персона – зовут её… (Ворона. Зим.) 4. На шесте веселый дом с круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, дом качает ветер. На крыльце поет отец, он и летчик, и певец. (Скворец. Пер.) 5. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока. Зим.) Мойдодыр: Ну, ребята, удивили! Никого вы не забыли. Все загадки отгадали, да, и меня научили кроссворды отгадывать. Но это еще не все! И птицы, и дикие животные живут где? (В лесу) . А из чего лес получается? Каким бывает лес? (Хвойный, лиственный и смешанный). В нашей Ростовской области какой лес преобладает? (Лиственный) Мой большой друг и ценитель древесины – Бобер – прислал вам вот эти картинки деревьев нашей полосы, и попросил не только назвать эти деревья, но и найти «Деток с веток» Игра «Детки с ветки» Ведкщая: Молодцы, ребята! Все деревья назвали и деток правильно подобрали. А кто мне скажет, как дерево переживает зиму? Почему листья желтеют и падают? Почему дерево «засыпает» зимой? Что будет с деревом, если в мороз дерево будет гнать сок? Мойдодыр: Ребята, вы показали очень хорошие знания о жизни диких животных и птиц. А как вести себя в лесу вы знаете? Тогда помогите мне разложить вот эти картинки на «можно» и «нельзя». Игра «Не навреди природе» Мойдодыр: Я все больше и больше радуюсь, что в вашем детском саду нет таких ребят, которые могут обидеть природу, ведь она такая хрупкая, хрустальная. Ничего в природе не появляется просто так, все взаимосвязано, потому что живут, помогая друг другу, а вы, люди, обязаны не нарушать гармонию природы и бережно относится к тому, что из века в век передается людям - Природа, которая так и переводится с древне славянского языка – Приданное Данное Роду! Ведущая: Спасибо тебе, Мойдодыр, за то, что ты к нам пришел и помог еще раз вспомнить детям, что: 1 ребенок: Птицы, звери, деревца, цветы Воздухом одним дышать должны, Что деревья, насекомые, поля, Все в единстве – в Природе мы друзья! 2 ребенок: Что должны и взрослые, и дети, Чтобы в добром Мире жить, Охранять Природу на планете – Каждую травиночку любить! Ведущая: И мы хотим подарить тебе, Мойдодыр на память маленький сувенирчик, который дети сделают сами: Что за звездочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинка) Конструктивная деятельность «Вырезаем снежинку» Мойдодыр: За подарок вам спасибо! За внимание – поклон! Будем в дружбе жить отныне, снова встретимся весной. Я же всем здоровья пожелаю, побыстрей умнеть, расти, Чтоб Природу милую, родную, от бездушия спасти! Чистюля: Ребята, Я все понял! Если каждый будет чист душою, Дом свой в чистоте держать. Сможем всей страной одной большою С чистым сердцем управлять! 1 ребенок: Сбережем леса и реки, горы и цветущие поля, Чтобы жили люди – человеки на земле родной не зря! 2 ребенок: Сохраним всю жизнь мы на планете Под прекрасным именем Земля! Чтоб любовью были обогреты все живое, А значит ты и я! (М. А. Смирнова) Мойдодыр дарит детям подарки и уходит. Дети под музыку покидают зал. КОНЕЦ.
| |
|