Главная » 2014 Апрель 23 » Конспект занятия на тему рыбы
17:33 Конспект занятия на тему рыбы | |
Коррекционные: расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»; совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т.д.); развитие связной речи; развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха; развитие наблюдательности, мышления; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; активизация познавательной деятельности: Образовательные: согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; закрепление падежных окончаний и формирование предложно – падежных конструкций. Воспитательные: повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям; воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками. Ход занятия 1. Организационный момент [Загадывание детям загадки]. Логопед. Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом, Он прозрачный, он стеклянный Нету номера на нем И жильцы в нем не простые Не простые, золотые. Эти самые жильцы – знаменитые пловцы. Дети. Аквариум. Логопед. Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Он вот здесь, под платком. Хотите узнать что это? Дети. Да. Логопед. Тогда отгадайте еще одну загадку: К нам из сказки приплыла, Там царицею была. Рыбка эта непростая, Рыбка эта… Дети. Золотая. Логопед. Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал? Дети. А.С. Пушкин. Логопед. А где жила золотая рыбка в сказке? Дети. В море – океане. Логопед. Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас. 2. Наблюдение за золотой рыбкой. Беседа. [Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.] Логопед снимает ткань с аквариума и позволяет детям 20 – 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением. Логопед. Кто это? Дети. Золотая рыбка. Логопед. Как вы догадались? Дети. Она оранжевая, золотая, как в сказке. Логопед. Что делает золотая рыбка? Дети. Она плавает. Логопед. Она плавает в аквариуме. Так называется ее дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая ползет по листочку. Дети. Она больше улитки. Она большая. Логопед. Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она? Дети. Она красивая, проворная. Логопед. Правильно, вот как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники? Дети. Чтобы плавать. Логопед. Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит? Дети. Да, они опускаются и поднимаются. Логопед. Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она делает? Дети. Она смотрит на нас, открывает ротик, ест листики. Логопед. Да. Золотые рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке). А пока рыбка клюет, давайте немного отдохнем и вспомним наше упражнение «Рыбки». 3. Физкультурная пауза «Рыбки». (Авторская) [Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.] Рыбки весело плескались В чистой, светленькой воде. То завьются, разовьются, То заплещутся в воде. Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно. Закручивают руками вперед – назад. Приседают, крутя туловищем. 4. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.] Логопед приглашает встать на ковер. Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково. рыба – рыбка трава – … улитка – … вода – … песок – … сом – … ракушка – … лист – … 5. Игра «Аквариум». [Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.] Логопед приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб. Логопед. Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета? Дети. Выполняют задание и отвечают на вопросы. Логопед. А теперь правильно сосчитайте всех рыбок. Дети. Выполняют задание. Логопед. А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево). Которые плавают вверху аквариума и на самом дне? Дети. Отвечают на вопросы. 6. Игра «Четвертый лишний». [Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.] Логопед помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку. 7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.] Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей. Логопед. Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 – 6 раз). Затем выполняются упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. 8. Пазлы «Аквариумные рыбки». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.] Логопед раздает детям пазлы, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок. Логопед. А теперь «сломайте» картинки, перемешайте пазлы и снова сложите изображения. Дети выполняют задание. 9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед. С кем вы познакомились сегодня? Дети. С золотой рыбкой. Логопед. Какая она? Дети. Красивая, золотая, проворная, небольшая. Логопед. Что она делает? Дети. Она плавает, ест листики, смотрит вокруг. Логопед. Где она живет? Дети. В аквариуме. Логопед. Чем ее можно кормить? Дети. Сухим кормом. Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Я наклею вам новые наклейки на тетради.
| |
|