Главная » 2014 Апрель 24 » Конспект занятия на тему предложение
09:04 Конспект занятия на тему предложение | |
• развивать умение распространять предложение; • учить произносить предложения с различной интонацией; . • расширять знания детей о птицах; • развивать слоговый анализ и синтез слов. ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки по теме «Птицы», карточки с текстами «Ворона», «Коллективная работа» (см. приложение 1), мяч, запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент На доске: — ЖА — ЧАН — РАБЛИК — ЛЕНО — РОБКА — ЗА — ТИК — РЕНЬ Рыдают буквы в каждой строчке. — От наших слов — одни кусочки. У всех у нас одно начало И, как назло, оно пропало. Но если вы его найдете, То сразу все слова прочтете. (Я. Пишумов) — Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих словах. Прочитайте слова. — Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Все слоги слова заканчиваются на гласную. (Кожа. Коза — Сядет тот, кто назовет слово из трех слогов, в котором все слоги заканчиваются на гласную. (Колено.) — Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Последний согласный слова звучит твердо. (Котик, кочан.) — Сядет тот, кто назовет слово из двух слогов. Последний согласный слова звучит мягко. (Корень.) — Сядет тот, кто произнесет по слогам оставшиеся слова. (Кораблик, коробка.) 2. Запись числа, темы занятия 3. Игра «Полный ответ» ■■— Назовите птиц. (Учитель-логопед выставляет предмет¬ные картинки (рис. 2): «Утка (дикая)», «Соловей», «Стриж», «Сорока», «Кукушка», «Сова», «Воробей», «Синица», «Дятел», «Журавль», «Лебедь», «Скворец», «Ворона». — Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос? По¬считайте количество слов в предложении. На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождя ворона садится на мокрое дерево.) Какая птица любит блестящие вещи? (Сорока любит блестящие вещи.) Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.) Какая птица охотится ночью?{Сова охотится ночью.) Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуют короны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.) Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (В теплые края улетают зимовать журавли, лебеди, утки, кукушки, соловьи, скворцы.) Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут лесным доктором потому, что он спасает деревья от вредных насекомых.) — Каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким? Объясните свой ответ. 4. физкультминутка «Кто последний?» — Послушайте предложение. Дополните его одним словом, перекидывайте мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и повторит всю фразу правильно. Птичка вернулась. Птичка вернулась весной. Птичка вернулась ранней весной. Перелетная птичка вернулась ранней весной 5. Подбор родственных слов по данному образцу. Словарная работа — Отгадайте птицу: [С], потом [Т], потом [Р], потом [И], потом [Ж]. (Стриж.) — Послушайте родственные слова. Стриж — стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный, стрижик, стрижище, стрижоночек. — Отгадайте загадку. Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, А зовут ее {ворона). Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Ворона». — Подберите родственные слова к слову ворона: Ворона — ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить... 6. Работа со скороговоркой На доске: ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА — Прочитайте. — Что написано? Почему трудно понять? — Запишите предложение правильно, обозначая начало и конец предложения. — Прочитайте записанное предложение с интонацией повествования. — Прочитайте предложение с интонацией восклицания. — Прочитайте предложение с вопросительной интонацией. 7. Работа с текстом «Ворона». Полные ответы на вопросы Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Ворона» ВОРОНА Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, круп¬ный клюв. Перья у нее обычно серые и черные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов. — Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.) — Прочитайте. (Читают 1—2 ученика.) — Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ. — О ком идет речь в тексте? — Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов. — Сколько слов в этом предложении? (б) — Каким был ваш ответ: полным или кратким? — Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка ученика.) — Подчеркните подлежащее и сказуемое. — Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения. — Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся самостоятельно составляют полный ответ.) — Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш ответ: полным или кратким? — Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка, обратить внимание на постановку знаков препинания.) — Подчеркните подлежащее и сказуемое. — Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения. — Пользуясь текстом и своими наблюдениями, устно опишите ворону. (Учитель-логопед редактирует предложения детей.) ( 8. Работа с текстом «Коллективная работа». Полные ответы на вопросы Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Коллективная работа» КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА Зима. Подмосковное озеро. У лунок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем пожаловали? Вот два рыбака оста-вили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схватила леску и потащила ее. А вторая поддела клювом рыбешку и выбросила ее на лед. Вот и обед готов. Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.) Уточнение лексического значения слов (можно предложить учащимся самостоятельно уточнить лексическое значение слов, используя толковый словарь): ЛУНКА — небольшое углубление в чем-нибудь, ямка. ЛЕСКА — специально обработанная капроновая нить, используемая в технике, в производствах. — Прочитайте выразительно. (Читают 1—2 ученика.) — Что вы прочитали? {Текст.) Объясните свой ответ. — О чем говорится в тексте? (В тексте рассказывается о том, как...) — Почему текст имеет такой заголовок? — Послушайте слова: прийти, явиться. — Как называются слова, близкие по смысловому значению? Найдите в тексте слово-синоним. (Пожаловать.) — Почему в тексте употреблено слово пожаловать? Объясните выбор автора. — Расскажите, как воронам удалось раздобыть обед? — Какими были ваши ответы: полными или краткими? 9. Итог занятия — Что вы делали сегодня на занятии? — Какими были ваши ответы? — Какой ответ можно считать полным?
| |
|