Главная » 2014 Апрель 24 » Конспект занятия на тему ягоды
09:23 Конспект занятия на тему ягоды | |
Формировать навыки самостоятельного проведения классификации. Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота). Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов. Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать. Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем. Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”. Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой. Ход занятия – Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения) Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Мы навстречу вам откроем – И ладошки, и сердца! Пусть тепло на свете будет! Улыбаются пусть люди! Мир пусть будет без конца! – Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения). – А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”) – Что вы разложили на столе? – Где они растут? – Сколько всего предметов здесь лежит? – Сколько овощей? – Сколько фруктов? – Сколько ягод? – Что лежит посередине? – Что лежит первым? – Что лежит между капустой и грушей? Игра “Да – нет” – Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например: “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?” – Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать. Игра “Четвёртый лишний” – Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик; яблоко, помидор, картофель, огурец; огурец, капуста, арбуз, помидор; клубника, малина, арбуз, капуста. Игра на переключение внимания. – Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки; овощи – приседаете, руками упираетесь об пол; ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод. Проблема. – Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко? Варианты детских ответов: 1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять; 2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи; отодвинуть будку вместе с собакой; сбить яблоко длинной палкой; подружиться с собакой. подружиться с хозяином; отвлечь собаку косточкой. – Какое решение вам понравилось больше? Почему? – Молодцы, решили проблему! Игра “Что потом?” – Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем: яблоко – испекут пирог с яблоками; клубника – сварят варенье; огурец – сделают салат; помидор – закатают в банку; капуста – засолят; виноград – высушат для изюма; апельсин – отожмут сок; арбуз – съедят; смородина – сделают желе и т.д. Психогимнастика “Превращения” – Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.) – Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету. (Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.) – Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде! Игра “Скажи наоборот” – Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.) – Вы грустные, ребята? (Весёлые.) – Вы ленивые? (Трудолюбивые.) – Вы трусливые? (Смелые.) – Вы злые? (Добрые.) – Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить. Продуктивная деятельность детей. – Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков. – Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные. – Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём! ММЧ (моделирование маленькими человечками) “Сварим вкусный компот” – Дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия) – Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.) – Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод) – Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар? – Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.) – Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему? – Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”! – А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным? – Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.) – Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий) – Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом.)
| |
|