Главная » 2014 Апрель 24 » Конспект открытого занятия по математике в средней группе
17:41 Конспект открытого занятия по математике в средней группе | |
Материал: картинка с изображением Дюймовочки, таблица «Структура задачи», игрушки: «семейство» жуков – мама, папа, дочь, сын, 5 кружков, картинки с изображением бабочек, бубен. Ход занятия: - Ребята, вы уже много знаете: считать, отгадывать математические загадки. Сегодня мы с вами будем знакомится с арифметической задачей. Разминка: Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать - Кто их сможет сосчитать? (Четыре жука) Дети называют по порядку всё «семейство» жуков: дочка, сын, отец и мать. Воспитатель задает вопросы детям: - Сколько всего членов семьи у жуков? - Кто стоит первый, кто последний? Игра «Составь рассказ» -А теперь, давайте составим рассказ про семейство жуков по новой схеме: Дети составляют следующий рассказ: «На лугу гуляло семейство жуков. Сначала вышло погулять 2 жука, а потом еще 2. Сколько всего гуляло жуков на лугу? После рассматривания схемы и составления рассказа, педагог проводит беседу с детьми: -Чем этот рассказ отличается от тех, что мы составляли раньше? (в схеме есть знак вопроса, рассказ заканчивается вопросом) . - Ребята, оказывается что рассказ, заканчивающийся вопросом, отвечая на который, надо выполнить какое-то арифметическое действие (прибавить или отнять, называется задачей. Что такое задача? Вдруг под музыку входит маленькая девочка – Дюймовочка. - Дюймовочка говорит, что слышала, что на занятии дети будут решать задачи, и она бы вместе с ребятами хотела, как можно больше узнать о задачке. - А что такое задача – она не знает. Давайте поможем Дюймовочке разобраться. - Под одной шляпой четыре брата стоят (стол) - Это задача? (Нет) что это? (Загадка) - Пять чуланов, одна дверь (перчатка) - Это задача? (Нет, загадка.) - Жили у бабушки веселые гуси: один – серый, другой – белый. - Это задача? (Нет, слова из песни.) - А если я продолжу: сколько гусей было у бабушки? Что получится? (Задача) - Давайте расскажем Дюймовочке, как отличить задачу от загадки или даже слов из песни? Воспитатель рассказывает о том, что в задаче обязательно есть вопрос – это то, о чем спрашивается, что неизвестно и что надо узнать. - Что еще есть в задаче? Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает, задавая наводящие вопросы. Вместе делают вывод о том, что в задаче есть условие – то, что известно, то, что мы уже знаем. - Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить: сложить или отнять.) - Значит у задачи есть что? (Решение) - Когда решили задачу и правильно ответили на поставленный вопрос, вы нашли (Ответ) После объяснения воспитатель весит на доску табличку: Задача Условие Вопрос Решение Ответ - Теперь Дюймовочка легко сможет узнать и решить задачу. Физкультминутка 1. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас с Дюймовочкой (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед) ; 2. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков – кружки показывает Дюймовочка (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках) ; 3. Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим – Дюймовочка ударяет бубен (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз) . - А теперь давайте попробуем решить задачи Дюймовочки Задача № 1 - У Мыши было семь зернышек. Дюймовочка съела одно зернышко. Сколько стало зернышек у Мыши. - Скажите дети, является ли прочитанный текст задачей? - Да. (ответ детей) - Давайте попробуем составить схему к задаче. - Обозначим квадратиками известные числа, а кружком вопрос к задаче. - И не забудем, что если стрелочки расходятся, то это вычитание, а если стрелки сходятся, то это сложение. Дети составляют следующую схему: - А теперь составим запись решения задачи: (7 - 1) - Почему надо отнимать? - Потому что Дюймовочка съела одно зернышко (ответ детей) - Найдите ответ к задаче. - Запишем равенство (7 – 1 = 6) . -Скажите ответ. - У Мыши осталось 6 зернышек (ответ детей) Задача № 2 - Дюймовочка рассказала, что когда жаба её оставила одну, то сама отправилась готовиться к свадьбе. Ей очень захотелось поделиться радостью с подружками. У Жабы на болоте сначала было 6 подружек. Вдруг одна подружка, Шумно квакать стала и куда-то ускакала. Сколько подружек осталось на болоте у Жабы? -Докажите, что это задача. - Что известно про жабу? - Сколько жаб было сначала? - Сколько жаб убежало? - Каким действием нужно обозначить то, что одна подружка жабы убежала? - Вычитанием (ответ детей) - Почему вы выбираете вычитание, а не сложение? - Потому что одна подружка у Жабы убежала, значит, их стало меньше, значит, надо вычесть (ответ детей) - Теперь запишем выражение: 6 – 1. - Скажите, как его закончить? - Поставить знак «=» (ответ детей) - И получаем выражение 6 – 1 = 5 - Воспитатель предлагает детям составить схему к задаче. Интересная задачка - Запасы крота лежат в трёх банка. Пшеница лежит не в круглой и не в прямоугольной банке. Овёс – не в квадратной и не круглой. В какой лежит горох? Итог - Ребята, сегодня вместе с Дюймовочкой вы выполнили много заданий и научились решать задачки.
| |
|