Главная » 2014 » Апрель » 27 » Комплекс гимнастики в детском саду
09:12
Комплекс гимнастики в детском саду

Использование артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Несмотря на то, что дети к старшему дошкольному возрасту осваивают много различных пальчиковых игр, уровень их мелкой моторики оказывается, недостаточно сформирован. Зачастую требуется дальнейшее продолжение работы по коррекции звукопроизношения. Возникает необходимость в поиске новых, незнакомых детям, интересных способов воздействия в решении данного вопроса.

В процессе работы по коррекции нарушений звукопроизношения очень часто возникает проблема – недостаток интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики, трудности в удержании их внимания во время занятий, в формировании желания добиваться необходимых результатов.

Поэтому перед нами возникла задача, как наиболее эффективно организовать логопедическое воздействие так, чтобы каждое занятие было оптимальным по времени, регулярным, интересным, разнообразным, сочетало работу над всеми речевыми компонентами, мелкой моторикой, психическими функциями.

Исходя из данной проблемы целью коррекционной работы в данном направлении является - воспитание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путём использования игровых упражнений.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении;

развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику;

автоматизировать звуки;

развивать и совершенствовать фонематические процессы;

развивать познавательные процессы;

длительно удерживать интерес ребёнка;

повышать мотивационную готовность детей;

поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

Предполагаемый результат данной работы: использование в работе новых игровых методов и приёмов позволит сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и значительно повысит результат коррекционной работы в формировании правильного звукопроизношения у детей.

Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой и артикуляционной моторики на занятиях с детьми ОНР старшего дошкольного возраста, мы пытаемся найти такие методы и приемы, которые были бы, в первую очередь, интересны и нескучны, а значит, основаны на игровой деятельности. Во-вторых, чтобы они содержали в себе здоровьесберегающие технологии, что является приоритетным в современном дошкольном образовании. И, в-третьих, конечно, чтобы такая деятельность была качественной и в итоге имела положительные результаты. Все это прекрасно сочетает в себе коррекционная методика - биоэнергопластика, способствующая профилактике и исправлению речевых нарушений, основанная на синтезе речи и движения.

Слегка перерабатываем, видоизменяем и адаптируем биоэнергопластику к условиям применения ее в конкретной микросреде своего детского сада, своей группы. И в итоге, в системе работы по воспитанию и образованию детей появляется и прочно обосновывается комплексная методика - биоэнергопластика, основанная на взаимодействии артикуляцинной гимнастики и моторики рук, воздействующая как на речевые, так и на неречевые процессы развития ребенка.

Актуальность использования биоэнергопластики в работе с дошкольниками старшего возраста имеющих ОНР, состоит в том, что этот метод:

вызывает интерес и помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышает мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка;

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, развивает моторику.

В старшей и подготовительной к школе группе проводятся ежедневные занятия с использованием артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики. В планировании занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, новогодний праздник, зимующие птицы и т. п.) . Основы для занятий самые разнообразные: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Проводимые занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием и развитием силы и высоты голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Применяя метод биоэнергопластики мы используем «Волшебные перчатки»: на выполняющую движения руку взрослый надевает перчатку с глазками, дети надевают такую же. Руки «превращаются» в сказочных человечков, повторяющих движения друг за другом. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал может предварительно не выучиваться. Во время занятия дети или стоят в кругу, или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

В практике работы нам удалось совместить биоэнергопластику с таким интересным направлением работы, как сказкотерапия. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений.

Элементы коррекционной работы включенные в сказочный сюжет, способствуют развитию неречевых процессов, а именно: внимания, памяти, слухового, зрительного, тактильного восприятия; развитию движений, а также корректируют речевые нарушения. Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача воспитателя логопедической группы - окружить детей игрой, чтобы они и не заметили, что на самом деле заняты тяжелой работой – исправлением недостатков речи.

Результатом проводимой работы является следующее:

у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный; улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха, заметна положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;

у детей улучшается качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает колоссальное влияние на качество восприятия любого вида информации в целом;

творческие способности детей проявляются намного активнее;

заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика, в связи с этим речь при выполнении различных упражнений становится намного качественнее.

Таким образом, можно утверждать, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

А главное, эти занятия очень нравятся детям и, следовательно, дают прекрасный результат.

Категория: Гимнастика | Просмотров: 387 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]