Главная » 2016 Февраль 6 » Олимпиада по русскому языку 10 класс
10:07 Олимпиада по русскому языку 10 класс | |
1) Расставьте ударение в словах: Августовский, баловать, каталог, еретик, танцовщица, менеджмент, красивее, обеспечение, договор, некролог, облегчить, принудить, усугубить, феномен, экспертный, закупорить. В чём разница в произношении фраз « чтобы мы» и « чтоб и мы» ? Найдите неправильный вариант произношения. Декан /д/ и /д ,/, дезинфекция /д/ и /д ,/, свитер /т,/, термин /т,/, музей /з,/. Образуйте форму множественного числа родительного падежа от сущ.: Цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки. Владение лексическими и орфографическими нормами. Закончите начатые фразы подходящими из списка словами, ставя их в нужной форме. А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …. Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений и добиться равных прав, добиваются … . В) Литературное, музыкальное и иное творческое мастерство называется … . Г) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют … Д) Выставлять кого-нибудь в невыгодном свете – значит … . Е) Исключительное право человека или организации – это … . Слова для справок: д_в_львация, с_б_рит, д_гр_дация, р_аб_л_тация, л_т_ргический, ф_л_нтроп, пр_ор_тет, пр_р_гатива, экв_в_лент, п_н_гирик, _м_нс_пация, пл_г_ат,к_мпр_м_тировать. 2) Запишите одним словом 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие. Знание основ культуры письменной речи. Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочёты. А) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. Б) К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся. В) Главное, чему хотелось бы уделить внимание, - это художественной стороне произведения. Знание морфологической системы языка. Объясните разницу в написании слов: обессилеть – обессилить, Обезлюдеть – обезлюдить. Может ли безличный глагол быть в повелительном наклонении? Приведите пример. Проанализируйте ряд, состоящий из 4-х элементов, и найдите лишнее слово, т.е. то, у которого нет признака, общего для остальных слов. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики не должны учитываться). НОЧЬ, БРОШЬ, РОЖЬ, МЫШЬ. Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова. А) Что на земле прекрасней пирамид природы, этих снежных гор? Б) Но в каждый данный миг и в данном обществе одни слова начинают признаваться красивыми, благозвучными, другие – грубыми, непристойными. В) Вследствие судебной ошибки пострадал человек. Г) А впереди его бежал без шапки такой же старик, только немного моложе. Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова. А) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу. Б) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой. В) Что жизнь ему без свободы, силы и любви! Г) Что за прелесть, эти сказки! Знание синтаксической системы языка. Дайте характеристику приведённым ниже предложениям ( односост./двусост., полн./неполн., распростр./ нераспр. и т.п.) Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, дрожит. Задание по переводу древнерусского текста. 1. Даниил Заточник писал: «Глаголетъ бо въ мирских притчах: не скот въ скотахъ коза; не зверь въ зверехъ ожь; не рыба въ рыбахъ ракъ; не мужъ въ муехъ, иже кимъ жена деетъ». Какие русские фразеологизмы, пословицы или поговорки соответствуют фразам из этого текста? Объясните их значение. В «Сказании о Мамаевом побоище» читаем: «И ударишася копиемъ вместе, и копия своя приломиша, и спадоша оба с коней своих на землю, и тако скончашася оба». Одно из выражений из текста (кстати, оно встречается в «Архангельских былинах» А.Д.Григорьева) стало фразеологизмом. Выделите этот фразеологизм, объясните его значение.
| |
|